Первая учительница

Первая учительница

Невозможно переоценить роль первой учительницы в жизни каждого человека. Именно она закладывает в ум и душу ребёнка начальные знания, их фундамент, и моральные ценности. Если не будет этого фундамента, то учителям-предметникам будет трудно закрепить знания о более сложных науках. Представления о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо, тоже формируются в детстве. Получается, что первая учительница - это вторая мама, а мама по определению должна быть доброй, мудрой, любящей. Эти эпитеты характеризуют Ксению Валерьевну Жалбэ, учительницу начальных классов средней общеобразовательной школы № 1.

Ей всего 23 года, в школе работает четвёртый год. Она взяла малышей-первоклашек, готовит их к выпуску в среднюю школу. Несмотря на довольно юный возраст, все - и дети, и взрослые - обращаются к молодой учительнице только по имени-отчеству. В таком обращении – уважение и признание большой роли учителя. Ксения Валерьевна призналась:

- Опытные учителя называют меня по имени-отчеству. Было непривычно поначалу, неловко, но приятно. Это показывает, что ко мне относятся как к равной. Я – одна из них, из педагогического сообщества. Это – большая ответственность, статус. Оно поднимает чувство самоуважения и ко многому обязывает.

То, что Ксения Валерьевна достойно несёт возложенный на неё груз ответственности, подтверждают и старшие коллеги. Об этом же свидетельствуют любовь учеников и уважение родителей.  

Заместитель директора Марина Петровна Малаева охарактеризовала её так:

- Это яркий молодой человек, очень инициативный. Работает у нас четвёртый год. Самое важное – работает с душой: дети её любят, тянутся к ней. Она не только даёт уроки, а живёт интересами малышей…

Ксения Валерьевна родилась и выросла в Мегионе. Начальные классы окончила в православной гимназии, потом училась в четвёртой школе. В детстве родители часто отвозили её на лето в Молдавию, к родне. С детства хотела быть учителем, это было предопределено. У неё много двоюродных сестер–педагогов, мать тоже работает в образовательной сфере, в детском садике. И также на выбор профессии оказал влияние образ её первой учительницы Фариды Саветкановны Мамырбаевой, которая сейчас работает в четвёртой школе. А когда Ксения была первоклассницей, Фарида Саветкановна воспитывала детей в православной гимназии.

По окончании 9-го класса Ксения поступила в Нижневартовский социально-гуманитарный колледж на специальность «Учитель начальных классов». Проходила практику в школе № 1. Её наставником была Марина Валерьевна Дмитриева, и Ксения Валерьевна наблюдала, как опытный педагог работает с первоклашками, следила за всеми этапами обучения, становления класса и каждого ребенка. А по окончании колледжа она пришла в школу № 1 уже как молодой специалист и стала учить малышей. Поначалу многое было непонятно...

- Думаю, что без помощи старших коллег я бы не справилась, – рассказала Ксения Валерьевна. – Со своей первой учительницей мы сейчас встречаемся как коллеги, иногда вспоминаем моё детство. В какой-то степени я стала учителем благодаря ей. И когда сейчас провожу уроки, вспоминаю, как такой же урок вела Фарида Саветкановна, повторяю её приёмы, копирую за ней какие-нибудь кусочки уроков. Также многое я переняла у Марины Валерьевны. По чуть-чуть беру от каждого учителя, накапливаю опыт.

Мне комфортно работать с маленькими детьми. Это - моя профессия, ни в какой другой себя не вижу. Сейчас учусь в Нижневартовском госуниверситете на историческом факультете. Но, наверное, всё-таки останусь учителем начальных классов, мне это ближе. В моём классе - 22 ученика. Совсем маленькими их взяла, и всех люблю. На перемене наблюдаю за ними, вижу, как они растут, взрослеют, умнеют. Это очень интересно.

Ксения Валерьевна органично влилась в педагогический коллектив, чувствует себя в школе комфортно, как дома. Не у всех людей, получивших дипломы педагогов, это получается столь же легко. Бывает, что молодой специалист, поработав в школе год-два, уходит в другую сферу деятельности.  

Марина Петровна Малаева, заместитель директора СОШ № 1, сказала, что в школе остается только тот, кто любит детей.

- Как бы ни употребляли слово «любовь», как бы его ни затирали, а в школе оно главное. У нас остается только тот, кто любит детей, - считает Марина Петровна. – В школе надо работать с детьми, с их родителями, а это непросто, ведь надо вкладывать всю душу, жить интересами детей. Не каждый справится. Бывает, молодые специалисты с дипломом педагога уходят «на бумажки», на чиновничью работу. Там спокойней, меньше стрессов.  

Однако можно ли говорить, что все, кто ушёл из школы на другую работу, не любят детей? Может, просто у них что-то не получалось, и не нашлось рядом человека, который бы смог подсказать, как поступать? Чтобы помогать начинающим педагогам адаптироваться в профессиональной деятельности и в педагогическом коллективе, с прошлого года в Мегионе начал работать Совет молодых специалистов, трудящихся в сфере образования. Это сообщество креативных, ярких учителей и воспитателей, которое направлено на обмен опытом, установление и развитие профессиональных и дружеских контактов. В нем реализуют свои творческие и интеллектуальные способности молодые педагоги, создавая грамотную, активную, инициативную и профессиональную команду. Мероприятия, которые для них проводят, помогают наладить общение «молодых с молодыми». Устанавливаются коммуникации, где они на равных работают, ведь ровесникам легче понять друг друга, плюс к этому идёт общение с педагогами-наставниками. Цель создания Совета – развитие кадрового потенциала в образовательных организациях, вовлечение молодых специалистов в единое образовательное пространство нашего города. В его состав вошли более 20-ти человек молодых педагогов школ и детских садов города. Ксения Валерьевна Жалбэ - в их числе.

- Я стараюсь участвовать везде, куда приглашают, - сказала учительница. – Молодым надо помогать, потому что мы приходим «зеленые», не умеющие многого. В колледжах, в вузах дают теорию, а применить её на практике – совсем другое. Пока ты сам не пришёл в свой класс, этого не поймешь. У меня уже есть опыт, накопила кое-какие навык и могу ими с кем-нибудь поделиться.

Для того чтобы молодые педагоги оставались в профессии, важно и другое: чтобы профессия учителя в нашем обществе была уважаемой. Уважению к учителю есть, но, несомненно, оно не такое, каким был окружен образ учителя в советские годы.:

- Образ советского учителя и учителя времен перестройки существенно отличались. В 90-е годы было введено определение «образовательные услуги». Получалось, что родители смотрели на педагогов, как на «обслугу». Какое уважение? Сейчас определение «образовательные услуги» убрано из законодательных актов, это уже шаг к восстановлению уважения. Но изменением формулировки быстро ситуацию не переломить. Надо менять сложившиеся за постсоветский период менталитет, а это долгий процесс. Уважение к учителю возрастёт, когда и мы сами будет демонстрировать образ учителя, который достоин уважения. И надо менять отношение к любому труду в целом, - говорит Марина Петровна Малаева.

А ведь, и правда, уважение к педагогам в советское время было намного больше, чем в перестроечные и постперестроечные годы. Вспомните, сколько песен посвящалось советским учителям, с какой нежностью взрослые вспоминали о своих школьных годах и о любимых учителях. Для развития крепкого, здорового российского общества восстанавливать уважение к профессии учителя в целом необходимо. Мне кажется, что Ксения Валерьевна Жалбэ своим примером демонстрирует тот образ учителя, о котором говорила Марина Петровна, образ педагога, которого любят дети и уважают все взрослые.

Елена Храпова


30.09.2022

585 просмотров 

Возврат к списку


Пожалуйста, авторизуйтесь


Логин
Пароль