Мегион снова в лидерах

 Мегион снова в лидерах

Практика развития негосударственного сектора социального обслуживания ХМАО-Югры признается лучшей в России уже на протяжении последних 3-х лет, а город Мегион по данному направлению занимает верхнюю строчку в рейтинге югорских муниципалитетов с ключевым показателем доли негосударственных поставщиков социальных услуг (НПСУ) 90%.  Об этом разговор в «Прямом эфире» с начальником   управления социальной защиты населения по г. Мегиону Департамента соцразвития ХМАО – Югры Татьяной Масленниковой.

 - Татьяна Александровна, какие организации города Мегиона представлены в Реестре поставщиков социальных услуг ХМАО-Югры?

- В Реестре поставщиков социальных услуг автономного округа состоят 10 организаций социального обслуживания, действующих на территории муниципального образования, предоставляющих услуги во всех формах социального обслуживания (стационарной, полустационарной и на дому).  9 из них – негосударственные, в том числе 4 СОНКО. Это Бюджетное учреждение ХМАО – Югры «Мегионский комплексный центр социального обслуживания населения» (директор Наталья Викторовна Качур), ООО «Центр диагностики и реабилитации» (Андрей Иванович Михайлин),  индивидуальные предприниматели -  Константин Николаевич Щербинин («Служба по предоставлению услуг по уходу «Забота»),  Олеся Анатольевна Вахидова («Агентство по оказанию услуг «Доброе дело»), Елена Петровна Дорофеева (социальное обслуживание на дому), Татьяна Васильевна Самарская (Центр восстановления и развития «Счастливая мама»),  а также автономные некоммерческие организации - «Центр социального обслуживания населения «Добродея» (руководитель Лидия Викторовна Кирдяшева),   «Служба предоставления психолого-педагогических услуг населению «Харизма» (руководитель Валентина Михайловна Хантя), «Спортивно-оздоровительный центр «АТМОСФЕРА» (Елена Евгеньевна Дивеева и мегионский фонд поддержки социальных программ и проектов «Меценат» (руководитель Ольга Владимировна Бойко).

Также свою деятельность по социальной поддержке граждан (женщин, лиц без определенного места жительства), оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в Мегионе осуществляет Благотворительный фонд адресной помощи «Путь милосердия», зарегистрированный в г. Нижневартовске (руководитель Владимир Павлович Радзиховский).  

В 2020 году в Мегионе 4-м поставщикам социальных услуг присвоен статус «социальное предприятие».

Сегодня мегионцы имеют возможность выбора, а здоровая конкуренция, несомненно, способствует повышению качества социального обслуживания и удовлетворенности граждан.

   - Кто может быть включен в реестр поставщиков социальных услуг и как это сделать?

- С этой целью физическое или юридическое лицо должно обратиться в управление социальной защиты населения по г. Мегиону сначала за консультацией, а после этого - представить в адрес управления заявление и перечень требуемых документов. Специалист управления сделает необходимые межведомственные запросы. Срок рассмотрения заявления в соответствии с административным регламентом составляет не более 20 рабочих дней. Результатом является уведомление о включении (либо об отказе во включении) в реестр поставщиков социальных услуг. В случае положительного решения издается приказ управления о включении организации в реестр, а за организацией закрепляется куратор, который на начальном этапе деятельности оказывает поставщику консультационную помощь.

 - Что, по-Вашему, в первую очередь способствует такому большому интересу некоммерческих организаций и социальных предпринимателей к сфере социального обслуживания?

- Думаю их привлекает эффективная система государственной поддержки (имущественной, финансовой, информационно-консультационной и методической), и, в первую очередь, финансовой, которая предусматривает субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по социальному обслуживанию; компенсацию затрат за оказанные гражданам социальные услуги (наиболее востребованная форма поддержки); государственный заказ на оказание социальных услуг в соответствии с 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» (социальное такси, срочная социальная помощь в виде продуктовых наборов и предметов первой необходимости); персонифицированное финансирование – предоставление гражданам сертификатов на оплату услуг.

В округе действует 6 видов сертификатов, и все они реализуются в нашем муниципальном образовании: по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ (61 390 рублей); по уходу за одинокими тяжелобольными гражданами (сиделка) (139,5 рублей в час); по постоянному постороннему уходу гражданам пожилого возраста и инвалидам (34 105 рублей); по социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, лиц, освободившихся из мест лишения свободы (услуги ночного пребывания) (20 203 рубля); по  оказанию помощи гражданам, пострадавшим от насилия (20 538 рублей) и сертификат  на оплату услуг по повышению финансовой грамотности (1024 рубля).

В 2020 году объем средств, реализованный Управлением на поддержку негосударственных организаций в сфере социального обслуживания, составил более 18 млн. рублей (15,1%). У нас нет точных данных о доле окружных средств в бюджетах поставщиков социальных услуг, однако полагаем, что она весьма значительна и у большинства поставщиков составляет более 90% всех финансовых поступлений.

Безусловно, предприниматель не должен рассчитывать только на государственную поддержку: на то он и негосударственный, чтобы зарабатывать деньги самостоятельно, в том числе внедряя дополнительные платные услуги, тем более, что законодательная база это предусматривает.

 - Предоставляется ли негосударственным поставщикам города Мегиона имущественная поддержка?

- В Мегионе, начиная с 2016 года, широко используется такая форма поддержки, как передача в аренду объектов недвижимого и движимого имущества в целях предоставления социальных услуг населению.

В течение 2015-2020 годов негосударственным организациям на конкурсной основе передано 6 объектов. В том числе 3 одноэтажных здания в поселке Высокий под частный пансионат для пожилых и инвалидов. Это позволило поставщику (ИП Щербинин К.Н). укрепить мощность организации с 16 до 32 койко-мест, расширить доступность стационарного обслуживания не только для мегионцев, но и для граждан из других муниципалитетов Югры, предусмотреть условия повышенной комфортности и др.  

Благотворительному фонду адресной помощи «Путь милосердия» для организации кризисного отделения в этом году передан двухэтажный коттедж в поселке Высокий и вагон-дом на 4 койко-места. За время работы помощь фонда получили 4 лица без определенного места жительства и 4 женщины, пострадавшие от насилия.

Индивидуальному предпринимателю М.П. Братко передан автотранспорт на 8 посадочных мест для оказания социальных услуг службой «Социальное такси» (за год обслужено 72 человека из числа инвалидов и граждан пожилого возраста).

- Какие услуги, предоставляемые негосударственными организациями социального обслуживания, наиболее востребованы мегионцами?

- Во-первых, это социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов – то, с чего начинал работу негосударственный сектор. В настоящее время у негосударственных поставщиков на дому обслуживается порядка 50 человек, и это направление очень важно для жителей нашего города.

Во-вторых, это социальное обслуживание, реабилитация детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В муниципальном образовании растет число детей данной категории, и мы поставили задачу охватить их реабилитационными мероприятиями по максимуму. В результате количество детей-инвалидов и детей с ОВЗ, прошедших реабилитацию у негосударственных поставщиков, выросло более чем в полтора раза.

Третье направление – это стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе. На территории Высокого успешно работает «Резиденция для пожилых». Мы считаем, что наличие организации данного типа значительно улучшает качество и продолжительность жизни людей – это альтернатива переезда из родного города в интернат в другое МО.

В последние полтора года значительно выросло количество семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, получающих услуги в дневное время с предоставлением питания в автономной некоммерческой организации «Центр социального обслуживания населения «Добродея».

Следует отметить, что в социальном обслуживании граждан нет приоритетов, поскольку нам важны все люди, нуждающиеся в социальных услугах.

По предварительной информации социальные услуги в негосударственном секторе за 2020 год получили 425 человек, что составляет около 8% (для сравнения: в 2019 году было 323 получателя, что составило 6,1% от общего количества обслуженных).

- Каким образом и кем контролируется качество услуг, оказываемых негосударственными поставщиками?

 - Контроль за качеством оказываемых услуг, особенно тех, которые компенсируются за счет средств окружного бюджета, осуществляется несколькими способами, а именно: анкетирование получателей социальных услуг, регулярное проведение «контрольных закупок». Действует телефон «горячей линии» по контролю за качеством оказываемых социальных услуг, проводится независимая оценка качества поставщиков социальных услуг, организованная Общественным советом Депсоцразвития Югры.  

- Есть ли у получателей услуг вопросы к качеству социального обслуживания в частных организациях?

- Надо отметить, что за 5 лет в управление не поступало ни одной письменной жалобы на качество услуг.

В 2020 году в отношении 5 негосударственных поставщиков была организована независимая оценка качества. Результаты этой проверки освещаются в официальных источниках; поставщики работают над выполнением рекомендаций Общественного совета. В основном замечания касаются обеспечения открытости организаций, доступности объектов для маломобильных групп населения.

Конечно, существует некое «отставание» негосударственных поставщиков от государственных: у них заметно меньше итоговых баллов. Однако, учитывая темпы их развития, уверена, что в ближайшие годы они не будут уступать бюджетным поставщикам. Уже сегодня они становятся реальными конкурентами, с которыми государственному сектору необходимо считаться.

Надо сказать, что наши негосударственные поставщики - одни из наиболее активно участвующих в обучающих мероприятиях Ресурсного центра, что сказывается на их конкурентоспособности и на качестве предоставляемых социальных услуг. Кроме того, каждый поставщик самостоятельно организует и систематически проводит обучение своих специалистов.

- Повлияла ли пандемия на деятельность частных организаций социального обслуживания?

- Безусловно, пандемия внесла значительные изменения в работу поставщиков социальных услуг, как государственного, так и негосударственного сектора. В весенний период этот фактор сыграл значительную роль в сокращении обслуживаемых граждан во всех формах социального обслуживания.

Был значительно ограничен прием в полустационарной форме, сократилось количество услуг в надомной форме (в связи с необходимостью самоизоляции граждан пожилого возраста и инвалидов), закрыт прием в стационарную организацию «Резиденция для пожилых». Однако негосударственный сектор сумел выстроить работу по оказанию услуг с помощью дистанционных технологий, индивидуальной работы и работы в малых группах.

Учитывая сложную ситуацию, в которую попали организации, им была предложена отсрочка по арендным платежам.

- Каковы перспективы развития социального обслуживания в городе Мегионе?

- Свободные ниши в социальном облуживании в городе Мегионе имеются, в том числе и в связи с затянувшейся реконструкцией основного здания комплексного центра (окончание планируется не ранее конца 2022 года). Приоритетные направления развития социальных услуг на ближайший год продиктованы потребностью населения, это:

- развитие полустационарной (дневной) формы обслуживания в поселке Высокий (в первую очередь это касается социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов);

- введение с 1 января 2021 года 2 новых видов сертификатов на оплату социальных услуг (по повышению родительских компетенций «Академия родителей» и по оказанию социально-психологической помощи замещающим родителям (опекунам, попечителям, приемным семьям и усыновителям);

- передача с января 2021 года услуг питания в Мегионском комплексном центре социального обслуживания населения вместе с пищеблоком, расположенном в Высоком, негосударственному поставщику. Есть и другие планы.

В преддверии Нового года я хочу пожелать всем поставщикам социальных услуг успешной деятельности во благо мегионцев, доброго здоровья всем, кто профессионально, с душой трудится в наших негосударственных предприятиях и, конечно, получателям социальных услуг! 



18.12.2020

291 просмотров 

Возврат к списку


Пожалуйста, авторизуйтесь


Логин
Пароль