Елена Нажалкина: «Не ищу лёгких путей»

Елена Нажалкина: «Не ищу лёгких путей»

В апреле текущего года впервые состоялся Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди учителей обществознания. Заявки на конкурс подали почти полторы тысячи преподавателей со всей России. Первые два этапа прошли в дистанционном формате. Финал проходил в Москве, в нем приняли участие 24 педагога. Среди финалистов – учитель истории и социально-политических дисциплин МАОУ № 5 «Гимназия» г. Мегиона Елена Нажалкина.


Елена Петровна - педагог с 21-летним стажем. В 1999 году окончила Ульяновский государственный педагогический университет, а в 2001 году, отработав два года в общеобразовательной школе Ульяновска, приехала в Мегион. С тех пор преподает в школе № 5 «Гимназия».

- Я никогда не принимала участия в конкурсах профессионального мастерства, - призналась Елена Петровна. – А тут решила привнести в свою жизнь новые интересные события, попробовать силы в педагогических конкурсах, так как наработан огромный учительский опыт. И, перебирая в интернете различные варианты педагогических испытаний, случайно заметила информацию о том, что для учителей обществознания впервые проводится всероссийский конкурс, соучредителями которого являются Следственный комитет и Министерство юстиции РФ. Меня это сразу заинтересовало, поскольку  преподавание обществознания и права – моё увлечение, моё призвание.

К финалу – шаг за шагом


Участникам всероссийского конкурса учителей обществознания предстояло ответить на профессиональные вопросы, проявить эрудицию и продемонстрировать свои педагогические навыки. Первый тур проходил в форме тестирования и включал 52 вопроса, из которых два последних задания являлись творческими.

- Все вопросы были довольно сложные и касались, в основном, права, - говорит Елена Петровна. – Ответить на них нужно было онлайн в течение четырех часов. Проверялось также знание методик, форм работы с детьми. Например, нужно было изучить статью об археологическом открытии и подумать, как эту информацию можно применить на уроках обществознания в разных классах (в каких темах, в какой форме, какую цель должен преследовать учитель, включая этот материал в свой урок, и так далее).

По итогам тестирования во второй этап из более 1,5 тысяч учителей прошло только 190 участников. Им предлагалось подготовить разработку урока и представить его видеозапись.

- Мне досталась тема «Политическая элита в современном обществе», которая изучается в 10-11 классах, - рассказывает Елена Петровна. – А у меня сейчас параллель 7-8-х классов. Но делать нечего, пришлось давать этот урок в 8-м классе. Материал, конечно, подбирала с учетом возраста учеников, а ребята поддержали эту идею и согласились участвовать в видеозаписи.

По итогам второго тура Елену Нажалкину пригласили в Москву для участия в финале конкурса.

А судьи кто?

В Москве, приветствуя участников мероприятия, ректор ВГУЮ (РПА Минюста России) Ольга Александрова подчеркнула, что на финальном этапе конкурса собрались «сильнейшие представители педагогической профессии, которые показали высочайший профессиональный уровень и глубокие научные познания». Она отметила, что именно педагоги обществознания первые знакомят школьников с нашим многосложным и запутанным миром, показывают им, как устроено общество, какие закономерности существуют, доступно и аргументировано объясняют порой сложные и неоднозначные социальные явления.

Неслучайно этот конкурс был организован сейчас, когда Россия проводит спецоперацию на Украине. Организаторам было важно посмотреть, чему и как учат детей педагоги, как они освещают события сегодняшнего дня, какие передовые идеи вкладывают в умы школьников - будущих профессионалов, управленцев, руководителей нашей страны и государства. Поэтому выступления учителей-финалистов оценивала экспертная комиссия во главе с министром юстиции Константином Чуйченко и председателем Следственного комитета Александром Бастрыкиным.  

- В финале пришлось выдержать настоящий экзамен, - рассказывает Елена Петровна. – Мы давали уроки в одном из классов гимназии при ВГУЮ (РПА Минюста России). Помимо детей, в классе находились члены комиссии. Надо было вытянуть билет с темой и затем в течение трех минут без подготовки провести урок. Для меня такая форма педагогического испытания была полной неожиданностью. Пришлось изрядно поволноваться, но с заданием успешно справилась. По итогам этого конкурса были выбраны десять педагогов, которые и боролись за основные призовые места, дающие право на бесплатное обучение в магистратуре или аспирантуре Всероссийского государственного университета юстиции. В эту десятку вошли молодые учителя, за плечами которых не один всероссийский конкурс профессионального мастерства. Сейчас я понимаю, что в таких конкурсах нужно участвовать, потому что они помогают мобилизоваться, а самое ценное – они нужны для того, чтобы объединять инициативных людей. В Москве мы создали группу из 24 творческих учителей, чтобы иметь возможность помогать друг другу в реализации новых идей или наиболее трудно усваиваемых тем на уроках обществознания и права. Все присутствующие выразили единую готовность обмениваться опытом, поддерживать деловую связь друг с другом.

Педагогический артистизм

Помимо трех основных призовых мест, итоги подводились и по различным номинациям. Елена Нажалкина стала победителем в номинации «Педагогический артистизм».

- Я эмоциональный человек, - говорит она. – В моей профессии — это просто необходимо. Не представляю, как можно рассказывать об исторических событиях без эмоций. Я проникаюсь тем, о чем рассказываю ребятам, пропускаю это через свое сердце и душу. Если мы говорим с детьми о героях Великой Отечественной войны, то видя искренние слезы на моих глазах, ученики тоже проникаются глубокими чувствами – это вызывает живой отклик в их сердцах, а яркие, сильные эмоции запоминаются на всю жизнь.

Помимо Диплома победителя Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди учителей обществознания в номинации «Педагогический артистизм», Елене Нажалкиной был вручен сертификат на тренинг «Подготовка к публичному выступлению». И, как все финалисты, она получила ценный подарок - наручные часы с дарственной надписью председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина.


Мальчишки и девчонки, а также их родители

Быть педагогом с точки зрения Елены Нажалкиной – это значит любить детей, быть неравнодушным человеком.

- Учителю нечего делать в школе, если ему безразличны ученики, несмотря на то, что педагог хорошо знает предмет и умеет блестяще организовать учебный процесс - решение учебной задачи.  Дети ценят учителей не только за знания, но и за то, что педагог в нужный момент может подставить им свое плечо, дать мудрый совет или просто найдёт время поговорить по душам, что не всегда происходит в семьях. Удивительно, но некоторые ученики 5-9 классов не знают отчества своих родителей, не знают, где они работают. А родители жалуются, что детям интереснее проводить время в семьях друзей, чем в своих собственных. Это оттого, что сейчас нет семейных ужинов, обсуждений, как прошел день. Каждый сам по себе. И дети чувствуют себя одинокими рядом с родителями, которые заняты своими делами и не обращают на них внимания. А им очень хочется поговорить обо всем, - говорит Елена Петровна. – И когда мы устраиваем чаепития, посиделки, от детей идет просто поток информации об их жизни, их переживаниях, о проблемах в семье… Детям нужно выговориться. А зачастую и услышать мнение учителя.

Право выбирать судьбу

Бытует мнение, что дети сейчас не такие, какими были десять-двадцать лет назад. Елена Петровна согласна с этим только отчасти.

- Это нам только кажется, что дети другие, потому что каждое поколение отличается от предыдущего. Да, дети сейчас гиперактивные, в их жизни огромную роль играют гаджеты, они много времени проводят в соцсетях, но при этом они остаются детьми: со своими переживаниями, влюбленностями, с заинтересованностью в получении новых знаний. Если детей заинтересовать своим предметом, какой-то темой, они горы свернут, чтобы добиться результата, - уверена Елена Петровна. – Хотя сейчас у многих детей занижена самооценка, они не могут назвать свои положительные качества. Но я хочу сказать, что у нас много очень умных и достойных детей. И работать с такими детьми - одно удовольствие. Они разные: среди них и одаренные, и те, к кому нужен особый подход, и дети со сложными судьбами, - и все они нуждаются в материнской любви… Я всегда говорю родителям: не пытайтесь добиваться от ребенка, чтобы он во всем был лучшим, чтобы получал только хорошие оценки. Понимаю, что мы все хотим гордиться своими детьми, хотим, чтобы они блистали на олимпиадах и конкурсах, становились победителями каких-нибудь соревнований, были отличниками. Но если ребенку это не дано, если он не хватает звезд с неба – это не трагедия. Ведь наша задача сделать так, чтобы он вырос хорошим, порядочным человеком. Это самое главное!

По мнению педагога, детям нужно давать право выбора, а не пытаться воплотить в ребенке свои несбывшиеся мечты, как это часто пытаются делать родители. Своему сыну Елена Петровна такое право предоставила. Подросток не пожелал поступать в вуз после школы: после девятого класса он успешно окончил Нижневартовский колледж и устроился на работу. А спустя какое-то время парень сам поступил в университет, на «отлично» защитил диплом. Сейчас её 25-летний сын хочет получать второе высшее образование.

- Не надо пугать ребенка, что если он сразу после школы не поступит в вуз, то потом всю жизнь будет подметать улицы. Осознание необходимости образования к каждому человеку приходит в свое время. Кто-то со школьной скамьи уже знает, кем он хочет стать, а к кому-то это приходит позже, когда в процессе жизни человек понимает, что для дальнейшего существования ему необходимы определенные знания, а их можно получить только в вузе, - уверена Елена Петровна.

Педагогика - это моё!

Правда, у неё самой было совсем по-другому. Профессию для неё выбрала мама, решив, что дочь непременно должна поступать в педагогический университет. Возможно, в этом случае сработало материнское чутье, потому что ни разу Елена Петровна не пожалела о выбранной профессии.

- Вероятно, мама хорошо меня знала: я умела слушать, хорошо ладила с детьми, была ответственным, трудолюбивым и исполнительным ребенком. Наверное, она решила, что педагог – это самая подходящая для меня профессия, - улыбается Елена Петровна. – И с того момента, как я пришла работать в школу, своей жизни без нее не представляю. Педагогическая деятельность – это моё! В другой профессии я себя просто не вижу. Наверное, потому что я очень люблю детей, мне нравится с ними общаться, узнавать что-то новое для себя, в каком-то смысле и учиться у них.

Сегодня Елена Петровна классный руководитель сразу двух классов: восьмого и выпускного - девятого.

И она все двадцать четыре часа в сутки – на связи с детьми и их родителями: диалог идет посредством телефонной связи, через соцсети, ну и, конечно, во время уроков и после них. Кроме того, у педагога сорок три часа учебной нагрузки. В понедельник-вторник - по двенадцать уроков, которые заканчиваются в половине седьмого вечера. После таких нагрузок, как бы ни любил свою работу, все-таки хочется «выпустить пар», расслабиться. Для Елены Петровны лучший отдых – это её хобби.

- Раньше я собирала картины из пазлов, но сейчас на это нет времени. А вообще я очень люблю готовить. Причем мне нравится экспериментировать в приготовлении различных блюд, - говорит она. – В такие моменты я полностью погружаюсь в эту атмосферу и таким образом получаю положительные эмоции. К сожалению, это тоже не всегда удается, поскольку требует времени.

Жизненное кредо Елены Нажалкиной – не искать лёгких путей. Чем сложнее задачи, стоящие перед ней, – тем интереснее их решать. Даже устав после рабочего дня, она может забыть об отдыхе и не спать ночами, если ей на глаза попадется что-то интересное, что можно использовать в работе.

- Когда мы готовили мероприятие, посвященное «Крымской весне», я пересмотрела кучу фильмов, из которых надо было сделать «нарезки» и создать если не шедевр, то нечто интересное, что понравилось бы мне и должно понравиться детям. Так что сложности я сама себе создаю: если не знаю чего-то – учусь и осваиваю. Надо развиваться и двигаться вперед, преодолевая преграды. Если всё легко и просто – жить неинтересно, - считает она.

Нина Купальцева



06.05.2022

219 просмотров 

Возврат к списку


Пожалуйста, авторизуйтесь


Логин
Пароль