О хитрых лисах Алисах и их жертвах

О хитрых лисах Алисах и их жертвах

Когда мы узнаём о случаях мошенничеств, то диву даёмся: разве можно так попасться на удочку аферистов? Тут же вспоминается сказка о наивном Буратино, обманутом лисой Алисой и котом Базилио. Но… Современные аферисты намного круче. Информационные технологии плюс психологические «таланты» помогают им без труда облапошить доверчивых людей. Чтобы понять, как это происходит, мы публикуем несколько реальных историй жителей Мегиона, ставших жертвами мошенников.

История первая

Когда Марине (имя изменено) позвонил мужчина, который представился сотрудником банка «ВТБ», она не удивилась, ведь ранее уже пользовалась услугами этой организации. «Специалист» на том конце провода пояснил, что на её имя мошенники пытаются взять кредит. «Нам нужна Ваша помощь, чтобы перевести деньги на Ваш расчетный счёт и после всех проверок вернуть их Вам», – заверял сочувствующий «служащий банка».

Так как у Марины уже был кредит в «ВТБ», она испугалась не на шутку. Ведь получалось, что на неё оформляется ещё один. К тому же деньги хотят перевести на другого человека. Стала следовать инструкциям звонившего.

Для начала женщина ответила на вопросы анкеты, поступившие ей в WhatsАpp. Через несколько минут на мессенджер пришли документы в формате PDF. В них содержалось уведомление о том, что она стала жертвой мошеннических действий и для обеспечения безопасности финансовых активов необходимо пройти процедуру обновления единого номера лицевого счёта.

После этого Марина получила договор о нераспространении информации, а также алгоритм по процедуре переоформления счёта зачисления кредита. Такое «документальное обоснование» окончательно убедило женщину: общается с представителем банка. Она оформила заявку на потребительский кредит на сумму 1 млн 201 тыс. рублей (со страховкой – 1 млн 605 тыс. 615 рублей). Деньги в тот же день были перечислены на зарплатную банковскую карту Марины. Следуя инструкциям, она перевела поступившие средства на банковский счет, который ей написали аферисты. Взамен получила очередной документ о закрытии кредита на её имя. Звонки прекратились.

Страшная правда открылась через пару дней. В приложении банка «ВТБ» Марина увидела уведомление о завышении ежемесячного платежа. Там же сообщалось, что у неё теперь ещё один кредит – на сумму 1 млн 605 тыс. 615 рублей. Женщина поняла, что стала жертвой мошенников. Обратилась в полицию. ОМВД России по г. Мегиону возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество).

 

История вторая

Вечером 15 февраля в социальной сети WhatsАpp Светлане позвонил мужчина, который представился сотрудником безопасности банка. Пояснил, что мошенники пытаются оформить на её имя кредит в «Сбербанке». Чтобы пресечь их преступную деятельность, посоветовал женщине самой оформить кредит и перевести полученные деньги на сберегательный счёт, с которого они пойдут на погашение кредита. «Доброжелательный специалист» тут же предупредил, что местные сотрудники банков могут быть замешаны в преступных схемах и доверять им категорически нельзя.

На следующий день Светлана пришла в офис «Сбербанка», взяла талончик и попросила кредит в сумме 800 тыс. рублей. Сказала, что на лечение. Специалист банка тщетно пыталась разъяснить, что в настоящее время участились случаи мошеннических действий, что злоумышленники вынуждают взять кредит, а потом похищают кредитные средства. Но в ответ прозвучало: «Никто мне не звонил».

Кредит оформили, 800 тыс. рублей поступили на счёт. Светлана сняла деньги и по указанию звонившего мужчины пошла в офис банка «ВТБ». Следуя его инструкциям, сфотографировала и отправила «сотруднику безопасности» QR-код с экрана банкомата. Под его «чутким руководством» вложила деньги в купюроприёмник и отправила. Куда? Кому?..

На следующий день история повторилась. Тот же незнакомый «сотрудник» позвонил снова. Пояснил, что выявил ещё один преступный факт. Теперь уже на Светлану пытаются оформить кредит на 1 млн 400 тыс. рублей в «Альфа-Банке». Дальше – по той же схеме. Единственное отличие – в этот раз мегионка взяла деньги якобы на ремонт квартиры. На разъяснения менеджера о мошенниках всё так же ответила, что никто ей не звонил.

Правда, сразу снять в кассе всю сумму женщина не смогла. Обналичила только 800 тыс. рублей. «Сотрудник безопасности» из WhatsАpp посоветовал не расстраиваться, полученные деньги перевести через банкомат на «сберегательный счёт», а остальные 600 тысяч обналичить позже. Так женщина и сделала.

На следующий день мужчина снова был на связи. Пояснил, что в субботу офис «Альфа-Банка» не работает, а потому необходимо ехать в Нижневартовск. И Светлана поехала. Сняла оставшиеся 600 тыс. рублей. Из них 565 тыс. рублей отправила (больше банкомат не принял).

Женщина вернулась домой. Оставшись без сопровождения «сотрудника», она начала приходить в себя, занервничала. Это заметили близкие. Стали расспрашивать. Шокированные рассказом Светланы, которая за три дня перевела мошенникам 2 млн 165 тыс. рублей, они посоветовали ей немедленно обратиться в полицию.

Возбуждено уголовное дело.

 

История третья

В первых числах марта Ольге (имя вымышленное) поступило сообщение в Telegram с предложением о заработке. Согласившись, девушка ответила на пару вопросов. После этого с ней связался «менеджер». Приятный женский голос объяснил суть да дело.

По схеме дополнительного заработка жительница Мегиона должна была заказывать товар, указывать место получения товара на территории РФ, а также производить оплату стоимости этого товара со своей карты по направленным ей реквизитам. Спустя время на её банковские карты должны вернуть потраченные деньги плюс 20% от прибыли.

Поначалу всё так и было. Но только пару раз. Потом деньги перестали поступать. «Менеджер» пояснила, что Ольга, мол, сама виновата – осуществила неправильный заказ и личный кабинет заблокировали. «Но выход есть, – уверяла мошенница (а это, конечно же, она и была). – Для разблокировки нужно совершить не менее 5 заказов. При этом сумма каждого должна составлять около 15 тыс. рублей».

Девушка начала активно выполнять поставленные требования. Но после «разморозки» аккаунта так и не смогла вывести деньги на свой счёт. Она поняла, что попалась на уловки мошенников только тогда, когда в «службе поддержки» сообщили, что для вывода денег нужно перейти на личный кабинет и доплатить 145 тыс. рублей.

В результате преступных действий Ольге причинен ущерб на сумму свыше 260 тыс. рублей. Полицейскими возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ.

 

Вместо четвёртой истории

По приведенным выше и другим случаям мошенничества ведётся расследование. Параллельно полицейские продолжают работу по профилактике этого вида преступлений. Сотрудники ОМВД России по г. Мегиону встречаются с трудовыми коллективами, беседуют с сотрудниками банков, распространяют памятки при проведении поквартирных обходов и других мероприятий. Они рассказывают горожанам о видах и способах мошеннических действий. Особое внимание уделяют телефонным аферистам и обманщикам в сети Интернет.

«Злоумышленники звонят под видом представителей службы безопасности, полиции и т.д. Они умело выстраивают диалог с потенциальной жертвой, не дают времени на раздумья, вводят в заблуждение, запугивают блокировкой банковских счетов и карт, настаивают на том, чтобы доверчивые граждане перевели денежные средства на «защищённый счёт». После этого номера звонящих оказываются недоступными, а деньги поступают на их счета, – говорит сотрудница полиции Оксана Вахитова. – Не меньше и риски покупок в непроверенных интернет-магазинах. Также не стоит доверять сообщениям о выигрышах, положенных выплатах, компенсациях, возможности легко заработать, поучаствовать в опросе или лотерее. В подавляющем большинстве случаев эти сообщения приходят от мошенников».

Будьте бдительными! Не дайте себя обмануть.

Ирина БОЙКО

 

 



17.03.2023

3426 просмотров 

Возврат к списку


Пожалуйста, авторизуйтесь


Логин
Пароль