«Солнечный» фестиваль на земле Черного Соболя в Мегионе состоялся VI Региональный фестиваль «Хатлые» («Солнышко»)

«Солнечный» фестиваль на земле Черного Соболя в Мегионе состоялся VI Региональный фестиваль «Хатлые» («Солнышко»)

В Мегионе состоялся «Солнечный» фестиваль на земле Черного Соболя .Это VI Региональный фестиваль «Хатлые» («Солнышко»)

Его создателем и организатором является мегионский Экоцентр, на площадке которого уже шестой год подряд проходит это важное событие в жизни нашего города и округа. Открытие фестиваля проходило в торжественной обстановке. Со словами приветствия к присутствующим обратились исполняющий обязанности главы Мегиона Игорь Алчинов, директор мегионского Экоцентра Руслана Галив и директор этнографического музея «Торум Маа», президент общественной организации «Спасение Югры» Людмила Алферова.


Обращаясь к присутствующим, Игорь Алчинов поздравил всех с открытием фестиваля и поблагодарил участников «Хатлые» за их творческий вклад в развитие культуры Мегиона.

– Хочу пожелать, чтобы шестой фестиваль «Хатлые» был неповторим и уникален, чтобы он запомнился и понравился, и чтобы все, чем вы щедро делитесь, – ваши знания и умения – стали достоянием не только югорчан, но и всех жителей нашей многомиллионной России. Уверен, что все богатство фольклорной культуры, которое продемонстрируют участники фестиваля на фоне неповторимой красоты югорской природы, ваш талант, мастерство, любовь к родной земле найдут самый горячий отклик и в сердцах зрителей, которые будут смотреть трансляцию мероприятия на интернет телеканале «Россия Культура», –  сказал Игорь Геннадьевич. 

  Директор Экоцентра Руслана Галив, пожелав участникам плодотворной работы («чтобы все наши начинания из маленьких росточков переросли в единое древо культуры»), предложила начать фестиваль с древнего хантыйского обряда очищения (окуривания), который провела мастер народных художественных промыслов Югры, жительница поселка Аган Татьяна Уколова. Этот обряд для уравновешивания духовного состояния человека издревле проводили в каждой хантыйской семье в самых различных случаях, в том числе, когда приезжали гости. А гостей было много: в этом году фестиваль собрал на своей площадке представителей из разных городов России, а также Германии и Казахстана. 

- Я неустанно готова повторять слова благодарности тем, кто вкладывает сердце и душу в проведение мероприятий, направленных на сохранение и преумножение богатств и традиций малочисленных народов Севера. Это великая и почетная миссия - нести свою культуру будущему поколению. И если есть с тобой рядом дружная команда, если тебя поддерживают, то все обязательно получится. И мы рады, что можем встречаться на таких мероприятиях, делиться наработками, а самое главное – мы дружной семьей идем в правильном направлении, потому что стремимся сохранить нашу культуру для детей, внуков и правнуков. Выражаю слова признательности и благодарности главе Мегиона Олегу Дейнека и директору Экоцентра Руслане Галив за гостеприимство, за теплый прием и организацию таких мероприятий на щедрой земле Черного Соболя, - сказала президент общественной организации «Спасение Югры» Людмила Алферова. Она же объявила об открытии V научно-практической конференции «Югра- диалог поколений». 

«Живая культура Югры»

  

Фестиваль «Хатлые» был создан для объединения людей, живущих на югорской земле - носителей культуры коренных малочисленных народов Севера, всех тех, кто радеет за сохранение уникального, самобытного культурного наследия. У истоков фестиваля стояли: Тимофей Алексеевич Молданов, Семен Александрович и Любовь Николаевна Айпины, Елизавета Даниловна Василькова и Павел Янчевич Айваседа, Полина Васильевна Казымкина, а также председатель Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера Еремей Данилович Айпин, который является одним из кураторов фестиваля. 

«Хатлые» - это поистине масштабное мероприятие, которое перешагнуло рамки общероссийского форума и вышло на международный уровень. За его ходом следят ученые с мировым именем. Среди его участников – знаменитые антропологи, этнографы, специалисты по фольклору, археологи, научные сотрудники музеев и научно-исследовательских институтов и центров, народные мастера России, носители традиционной культуры. 

Участники фестиваля обсуждают новые проекты, обмениваются опытом, делятся наработками и новыми идеями. Этому способствуют выставки, мастер-классы по народным художественным промыслам, фольклору и декоративно-прикладному искусству коренных малочисленных народов Севера, семинары-практикумы, научно-практические конференции, которые проходят в рамках фестиваля «Хатлые». 

В этот раз темой V научно-практической конференции «Югра - диалог поколений»  

стала «Живая культура Югры». В работе пяти секций приняли участие около тридцати авторов исследовательских работ и проектов.

Ученые и исследователи способствуют продвижению и популяризации древней культуры, которая благодаря талантливым мастерам сохранилась в истоках – на стойбищах и в таежных деревнях. 

Уже не первый год соорганизаторами фестиваля являются этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» и Музей природы и человека из Ханты-Мансийска. 

– Взаимодействие государственных музеев с музеями муниципальными – это залог успеха нашей дальнейшей деятельности, поскольку у нас общая миссия: мы должны сохранять традиционную культуру обских угров и, что очень важно, правильно представлять ее, – считает директор этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» Людмила Алферова. – Особенность нашего музея в том, что в нем представлена культура всех обских угров - и восточной, и западной, и северной групп народов ханты и манси. И на фестиваль мы приехали с выставочным проектом «Каслающий музей», где можно увидеть наш «Торум Маа» в миниатюре, а также посмотреть на предметы, которые в нем хранятся.  

В этом году к соорганизатором фестиваля присоединился Нижневартовский государственный университет. А теперь Экоцентр планирует подписать соглашение и с академией народных искусств города Омска.

- Надеемся, что это сотрудничество будет долгосрочным, а отношения – деловыми. Мы - художники, мастера-прикладники - создаем материальную культуру своими руками.  И традиционное народное прикладное искусство рассматриваем как средство активизации экотуризма в России, в том числе и в Ханты-Мансийском автономном округе, - прокомментировал доктор педагогических наук, профессор кафедры монументального и декоративного искусства Омского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Высшая школа народных искусств (академия)» Кайртай Амиргазин.

 В музее-стойбище рода Казамкиных


Музей-стойбище рода Казамкиных, расположенный на территории музейно-туристического комплекса «Югра» в 40 километрах от Мегиона, – один из 9 этнографических музеев под открытым небом, расположенных на территории Югры. Как и все эти музеи, которые создавались по инициативе творческой национальной интеллигенции, он выполняет замечательную миссию: сохраняет особенности традиционной культуры ханты и манси, проживающих на локальной территории. 

- Я приезжаю сюда в третий раз, и пребывание на стойбище Казамкиных всегда погружает меня в традиционные знания, дает новые аспекты нашей деятельности. В нашем музее тоже есть стойбище аганских ханты, и мне всегда интересно видеть, что нового появилось на стойбище Казамкиных. Я отметила, что на охотничьей тропе появились новые ловушки, ярче стал лабаз, построенный в прошлом году. Ну и, безусловно, мне интересно все, что происходит в интерактивной зоне. Наблюдать, как работают мастера-прикладники, – это всегда удовольствие и всегда удивление, потому что у всех на виду они изготавливают такие вещи, которые становятся произведениями декоративно-прикладного искусства, - поделилась впечатлениями Эрика Сургутскова, заместитель директора по научной работе БУ «Этнографический музей под открытым небом Торум Маа».

Именно здесь, на территории музея-стойбища, 21 и 22 августа участники фестиваля «Хатлые» проводили мастер-классы по народным художественным промыслам, фольклору и декоративно-прикладному искусству коренных малочисленных народов Севера.

Пробуждение Ван Пу Пи

  

Все духовное богатство народа ханты отражено в фольклоре: мифах, легендах, сказках, преданиях, народных обрядах… Медвежий праздник – один из таких обрядов. По сути – это настоящее театрализованное представление, рассказ об охоте на медведя и целый ряд ритуалов, смысл которых - примирить медведя с людьми, которые его добыли. Один из важных элементов обряда, который могли наблюдать участники фестиваля «Хатлые», – это пробуждение Ван Пу Пи (медведя).

«Спящего» Ван Пу Пи будят звуками бронзового колокольчика, подвешенного на ярких разноцветных лентах, под ритуальное пение шамана, который молится духам-покровителям, просит прощения у Ван Пу Пи и уговаривает его не обижаться на людей и не причинять им зла. Разбудив медведя, ему подносят угощение - чаще всего монеты и сладости, кедровые шишки. Каждый подносящий угощение гладит медвежью голову, целует Ван Пу Пи и обращается к нему с заветными просьбами (ханты говорят, что желания исполняются).

После ритуала пробуждения и поклонения покой Ван Пу Пи оберегают в течение дня, а вечером обряд повторяют и «усыпляют» медведя. 

Хранящие наследие предков


Югра на протяжении многих веков славилась народными промыслами, ремеслами и сказителями. Заслуга мастеров в сохранении народного искусства –  бесценна. А вещи, которые они делают из меха, кожи, бисера вызывают восторг и восхищение. Тайна Карымова, дочь известного писателя и общественного деятеля Юрия Вэллы, постигла многие секреты и умения, проживая вместе с родителями на стойбище. Пояс, расшитый бисером, который она приготовила для выставки – настоящее произведение искусства!

Светлана Хунзи из Нижневартовска давала мастер-класс по изготовлению игрушечных люлек.

- Такие люльки – сун – делают для новорожденных, – пояснила Светлана Андреевна. – При рождении ребенку дается несколько матерей: одна рожает, другая обрезает пуповину, третья принимает ребенка и укладывает его в люльку. Люльку мастерит та мать, которая его принимает и укладывает…

Гостья из Ямало-Ненецкого автономного округа Вера Рохтымова показала, как кроить национальное хантыйское платье.

- Я восемнадцать лет работала закройщиком, а потом переквалифицировалась: стала педагогом дополнительного образования. Преподавала национально-прикладное искусство. Учила детей делать национальные люльки, украшения из бисера, шить платья, кисы, бурки... Вместе с детьми даже делали сумочки из налимьей кожи, шили шапки и варежки к Медвежьим игрищам. Изделия детей демонстрировались на различного уровня выставках, вплоть до международных, и всегда занимали первые места. Детей не раз награждали ценными подарками и путевками в Грецию и Болгарию, - не без гордости рассказывает Вера Андреевна. 

Мастерица шить национальную одежду и Елизавета Василькова. Она умело управляется с обработкой любых шкур для пошива верхней одежды, обуви и аксессуаров.  В этот раз Елизавета Даниловна продемонстрировала мастер-класс по изговлению кукол паки. Ее сувенирные куклы уникальны тем, что как элемент их одежды мастерица использует олений мех.

- Олень для нас незаменимое в хозяйстве животное – это и транспорт, и пища, и одежда, - говорит Елизавета Даниловна. – В малице, кисах и рукавичках из оленьего меха не замерзнешь и в самый лютый мороз. Сейчас, конечно, мы все больше на «Буранах» ездим, но кто-то и на оленях.

Неудивительно, что оленей и нарты ханты мастерили в виде игрушек для детей. Мастер-класс по изготовлению таких игрушек показала Полина Казамкина, мастер по деревообработке из Варьегана. Маленькие нарточки она выстругивает, пользуясь только ножом.

- У меня в детстве была похожая игрушка, которую смастерили мне родители, и как-то раз я захотела попробовать сама сделать такую же, - говорит Полина Васильевна. – Мама научила меня обращаться с ножом, с тех пор с ним не расстаюсь.  

«Оленей», которых Полина Васильевна потом запрягла в игрушечные нарты, она изготовила из засушенных утиных клювов (оленьи головы) и куриных ключичных косточек (рога). 

Надо сказать, что Полина Васильевна – почетный даритель Экоцентра: она регулярно пополняет фонды музея предметами со своего стойбища. В рамках фестиваля состоялось торжественное открытие ее выставки «Хранящая наследие предков».

Народные мотивы – источник творчества

Наряду с народными умельцами мастер-классы давали и профессиональные художники. Заслуженный работник культуры РФ Альфея Мухаметова продемонстрировала мастер-класс «Хантыйские мотивы» по росписи гончарных изделий. «Секреты работы на гончарном круге» открыла желающим художник-керамист из Тюмени Светлана Ильющонок. Профессор академии народных искусств из Омска Кайртай Амиргазин показал технику объемного плетения казахской камчи (плетки) из восьми кожаных полос. Одним словом, на фестивале было что посмотреть и чему научиться. 

А еще гости фестиваля смогли отведать блюда национальной кухни: ароматную уху, приготовленную на костре и свежий хлеб, испеченный по особому рецепту в глиняной печи «на дровах».

- Такие этнографические мероприятия очень нужны по многим причинам. Во-первых, это история земли, на которой мы живем, и фестиваль «Хатлые» выполняет просветительскую миссию, - высказал свое мнение присутствовавший на фестивале депутат Думы Мегиона, представитель фракции «Единая Россия» Анатолий Чепайкин. –  Коренные народы, в отличие от нас, сравнительно недавно приехавших сюда в поисках нефтяных богатств и для освоения недр, жили на этой земле веками. Поэтому очень важно сохранять их традиции, уклад, и делать все возможное, чтобы люди, живущие на югорской земле, с уважением относились к древней культуре малочисленных народов Севера – ханты и манси.



Нина Купальцева



27.08.2021

517 просмотров 

Возврат к списку


Пожалуйста, авторизуйтесь


Логин
Пароль