Гости приехали с разных территорий нашей страны – с Ханты-Мансийского автономного округа, Тюмени, Тобольска, Санкт-Петербурга, Москвы. Более 60 человек – коренные народы Севера – ханты, манси и ненцы.
- Этот фестиваль стал уже традиционным местом, куда люди приезжают пообщаться, обменяться опытом, поделиться впечатлениями, научиться ремеслу и передать свой опыт другим. Представители коренных народов Севера приехали к нам с Нижневартовска, Лянтора, Варьегана, Новоаганска, Ханты-Мансийска, деревни Русскинская, Казыма и других территорий, - рассказала Руслана Галив, директор МАУ «Экоцентр».
В этом году фестиваль «Хатлые» посвящен 30-летнему юбилею учреждения. К этой дате музей «Природы и Человека» и Центр социальных инноваций в сфере культуры Югры «Умный музей» Благотворительного фонда Владимира Потанина привезли для участников фестиваля образовательный «Кочующий семинар».
-К юбилею учреждения у нас есть еще один подарок – настоящий медведь, точнее его шкура, которая пополнит коллекцию музея. А сегодня с самого утра старейшины проводят обряды, посвященные этому священному животному, - рассказала Руслана Галив.
Второй день «Хатлые» был посвящен сохранению культуры коренных народов Севера. Гостей провели по музею-стойбищу рода Казамкиных. Экскурсию вел 78-летний Павел Янчевич Айваседа, ненец, коренной житель села Варьеган, заслуженный оленевод, сказитель, почетный гражданин Нижневартовского района.
Здесь и зимняя изба, и олений дом, лабаз и строение для копчения рыбы, чумы, летний очаг, печь для хлеба…
Некоторые экспонаты раньше принадлежали Павлу Янчевичу и его родителям, потом он передал их в дар нашему музею.
Не только посмотреть, но и поучиться смогли те, кто посетил мастер-классы по традиционным занятиям коренных народов.
Мария Эккерт из Ханты-Мансийска рассказала, как за пять минут сделать куклу. Она, как делается просто, так просто и называется – закрутка. Делают их из обычной ткани, без иголки, нитки и ножниц. А есть куклы, которых изготовить сложно, например, из утки, где для головы брали утиный носик, а для туловища – кожу вместе с перьями. Но и в том, и в другом случае, у любой хантыйской куклы есть одна особенность - у неё нет лица.
- Это делалось специально. Было запретным не только делать кукле лицо, но даже обозначать его. Через прорисованные глаза, нос и рот в куклу мог вселиться злой дух и навредить владельцу, ведь она – это амулет, символ защиты, - рассказала Мария Эккерт.
Светлана Хунзи из Нижневартовска учит женщин делать украшения из бересты. Сколько их смастерила за свою жизнь, уже и не помнит. Едет в машине – делает бусины, в лодке – снова делает. Ровно семь раз нужно сложить бересту, чтобы потом из нее получилась необычная бусина, которую используют для украшения.
- Семь для нас сакральное число. И когда вы плетете бусы, вы закладываете свои мысли, проговариваете их, или песни лирические поете. То есть, вы делаете добрый оберег, который можно повесить дома, или носить на себе, - рассказала Светлана Хунзи.
А Павел Казамкин из Варьегана показал, как сделать нож, который станет незаменимым и на рыбалке, и на охоте. Тут главное выбрать материал, из которого будет рукоятка ножа и ножны.
- Лучше всего в этом случае подойдет береза, она крепкая. Но надо смотреть, хорошая она или нет: если колется от ножа на щепки, то плохое дерево, а если срез остается ровным, то хорошее, можно использовать, - поделился секретами мастерства Павел Казамкин.
Учили на мастер-классах делать «правильную строганину», шить платки и платья, делать пояса охотника из кожи оленя, печь рыбный хлеб.
И, конечно, все смогли стать очевидцами сцен из обрядового праздника ханты «Медвежьи игрища». Это древняя церемония, которая сохранилась до наших дней. В её основе - примирение души медведя с добывшим его охотником.
26.08.2019
956 просмотров