Сегодня, когда наш город отмечает свой 41-й день рождения, в Тюмени проходит выставка нашей землячки, хорошо известной всем мегионцам художницы Альфеи Мухаметовой.
Выставка под названием «Северная архаика», размещённая на тысяче квадратных метрах площади музейного комплекса имени И.Я. Словцова, включает в себя пятьсот творческих работ художницы, которая, как известно, знаменита своим неординарным подходом к созданию экспонатов. Её рукам подвластны камень, дерево, глина и даже нефть. Совсем недавно побывавшая в Мегионе губернатор Югры Наталья Комарова восхищалась работами Альфеи Мухаметовой, которые сегодня являются гордостью мегионского Экоцентра и включены в постоянную экспозицию «Земля Чёрного соболя»: это портреты известных мегионских первопроходцев, написанные нефтью. Когда мы говорим, «Мегион – город первых», то, безусловно, имеем в виду, что в числе этих первых и Альфея Мухаметова – член Союза художников России, член Международной Ассоциации АИАП ЮНЕСКО, заслуженный работник культуры РФ. Первая в Югре она основала в Мегионе Детскую художественную школу с этнографическим уклоном, ставшую сегодня одной из лучших в России.
Мы по праву можем гордиться тем, что выставка в Тюмени – своеобразный итог многолетней деятельности художницы – берёт своё начало на мегионской земле, где прошли детство и юность Альфеи Мухаметовой, где были посеяны первые зёрна её творчества, которое сегодня поражает многообразием форм и техник, буйством фантазии и потрясающей красотой созданных художницей работ. «Мегион, по-прежнему, в моём сердце и творчестве», - признаётся Альфея Фахриттиновна.
Художница совмещает творческую и педагогическою деятельность. Ученики Альфеи Фахриттиновны обучаются на художественно-графических факультетах Нижневартовска, Тюмени, Тобольска и Екатеринбурга.
Что вдохновило художницу заняться педагогикой, какие качества должен совмещать в себе педагог и художник, зачем школам искусств нужен художественный совет? И как наладить контакт с учениками? Эти вопросы заинтересовали начинающего журналиста из Тюмени, студента факультета журналистики ТюмГУ Михаила Кучёмко, который и задал их Альфее Мухаметовой.
– Альфея Фахриттиновна, почему вы решили заняться педагогической деятельностью?
– Мой отец работал на нефтяных и газовых месторождениях, и мы постоянно переезжали с одного места на другое, в зависимости от того, куда перебрасывали бригаду отца. Когда мне было семь лет, мы переехали в посёлок Шеркалы, Октябрьскиого района. Жили мы в землянке, которую вырыли родители. И как-то раз к нам в гости пришёл художник, глянул на меня, сказал: «Посиди-ка, девочка». И начал меня рисовать. В этот момент, позируя ему, я вдруг представила себя на его месте, словно это не он, а я кого-то рисую. В детстве мне так хотелось, чтобы кто-то научил меня рисовать! Мечтала, что когда-нибудь окончу институт и создам художественную школу.
- На момент поступления в вуз у вас был наставник?
– Нет, учителя не было. В Нижнетагильский педагогический институт на художественный факультет я поступала дважды. В первый год не прошла по конкурсу, не набрала баллов. Помню, тогда я нарисовала гипсовую голову, и даже мне самой рисунок показался никаким.
- Какими качествами должен обладать педагог-художник?
– Преподаватель должен разбираться в искусстве, которому он учит, и самое главное – должен уметь показывать технику творчества на своих уроках. Всегда считала, что основной показатель в обучении художников – только личный пример. Нужно рисовать вместе с детьми. Такой способ помогает быстро наладить контакт с учеником.
– В каком формате необходимо проводить занятия?
– Каждый раз задаю себе вопрос: что ты умеешь как художник, как педагог? Это и заставляет меня искать новые формы и в творчестве, и в педагогике. Считаю, что занятия с детьми должны быть неординарными. В Мегионе, выезжая на стойбища, мы зарисовывали поля, проводили уроки этнографии и декоративно-прикладного искусства народов Севера, ваяли скульптуры, погружались в мир живописи, проводили олимпиады по направлениям живописи, рисунка, композиции. Эти детские рисунки впоследствии стали основой созданного в Детской художественной школе музея «Северные звездочки».
– В преподавательской практике учителя используют методы поощрения и наказания. Такие способы мотивации характерны для вашей педагогической деятельности?
– Никогда за всю свою большую педагогическую практику я не позволяла кричать на детей, тем более применять разного рода наказания. Дети – это святое. Детей нужно любить. Учи, получай от них положительную энергию. Если у ребёнка что-то не получается, попробуй сначала разобраться в себе, поменять методику обучения. Я находила контакт даже со «сложными» детьми и уверена, что если ребёнок недополучил любовь, задача педагога дать ему то, чего он желает.
– Как, на Ваш взгляд, можно улучшить работу детских художественных школ?
– Нужно проводить больше персональных выставок педагогов. Создать художественный совет, оценивающий работы преподавателей -участников персональных выставок. Когда я была директором ДХШ, мы организовывали такие конкурсы. Победившие учителя получали в конце года премиальные надбавки. Обязательно необходимо делать детские выставки. Сначала локальные, на уровне школы, затем уже выходить на город.
– Ваша деятельность требует много сил и энергии. Бывали ли у вас эмоциональные выгорания? И как восстановиться после душевного истощения?
– После открытия выставки «Северная архаика» я две недели не могла восстановиться энергетически. Ежедневная подготовка шла в напряженном ритме. На торжественной церемонии напротив меня стояла моя внучка, но я её даже не видела.
Сейчас потихоньку восстанавливаюсь, копошусь в огороде. Чтобы возвратиться в привычный ритм работы, необходимо немного отоспаться, другим делом заняться. В преодолении эмоционального выгорания помогают симпозиумы. В 2005 году я представляла Россию на симпозиуме художников в Венгрии. Дважды ездила на симпозиумы по керамике - на Алтай и в Елабугу. За это время у меня появилось много друзей в России и за её пределами. Остались даже совместно выполненные работы.
– На чём вам бы хотелось сконцентрироваться в ближайшем будущем?
– Думаю, надо потихоньку собирать и систематизировать свой накопленный опыт: хочется оставить хороший след для детей, учеников. Может быть, получится заняться издательством каталогов для будущих поколений художников.
23.07.2021
427 просмотров