Номер/Дата | Тип документа | Орган издания | Документ |
---|---|---|---|
№ 176 от 25.03.2022 | Решение | Дума города Мегиона | 176.pdf |
Рассмотрев проект решения Думы города Мегиона «Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты города Мегиона за 2021 год», руководствуясь статьей 19 устава города Мегиона, Положением о Контрольно-счётной палате городского округа город Мегион, утвержденным решением Думы города Мегиона от 27.01.2012 № 222 (с изменениями), Дума города Мегиона
РЕШИЛА:
1. Утвердить отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты города Мегиона за 2021 год (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу после его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Председатель Думы города Мегиона А.А.Алтапов
Приложение
к решению Думы
города Мегиона
от «_25»_03_2022 № _176_
ОТЧЕТ
о деятельности Контрольно-счетной палаты города Мегиона за 2021 год
Настоящий отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты города Мегиона за 2021 год подготовлен на основании статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», раздела 20 Положения о Контрольно-счетной палате города Мегиона, утвержденным решением Думы города Мегиона от 27.01.2012 № 222 (с изменениями) (далее – Положение о Контрольно-счетной палате).
Согласно пункту 1 раздела 1 Положения о Контрольно-счетной палате контрольно-счетный орган муниципального образования - Контрольно-счетная палата города Мегиона (далее - Контрольно-счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуемым Думой города Мегиона (далее - Дума города) и подотчетным ей.
Компетенция и порядок деятельности Контрольно-счетной палаты определены Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ), Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ), уставом города Мегиона, Положением о Контрольно-счетной палате, Регламентом Контрольно-счетной палаты, Положением об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в городском округе Мегион, иными федеральными и региональными законами, нормативно-правовыми актами города Мегиона.
Полномочия Контрольно-счетной палаты распространяются на вопросы соблюдения субъектами бюджетной системы финансово-бюджетного законодательства, своевременности и полноты мобилизации муниципальных ресурсов, эффективности и законности управления муниципальной собственностью, полноты, законности, результативности (эффективности и экономности) и целевого использования средств местного бюджета участниками бюджетного процесса в городе Мегионе, соблюдения ими правил ведения бюджетного учета и отчетности, осуществления аудита в сфере закупок и осуществления производства по делам об административных правонарушениях в сфере бюджетного законодательства.
Деятельность Контрольно-счетной палаты строится на основе годового плана, формируемого по поручениям главы города, Думы города.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 6-ФЗ, разделом 9 Положения о Контрольно-счетной палате внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В отчетном периоде контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводились в администрации города и ее структурных подразделениях, в учреждениях и организациях, получивших средства из городского бюджета, а также использующих муниципальное имущество или земельные участки, расположенные на территории города, в том числе государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Федеральным законом № 6-ФЗ и Положением о Контрольно-счетной палате годовой план деятельности в обязательном порядке предусматривает проведение внешней проверки годового отчета об исполнении городского бюджета и подготовку заключения по экспертизе проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
В настоящем отчете представлена сводная информация о реализованных в 2021 году контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, а также об иной деятельности, осуществляемой Контрольно-счетной палатой.
1. Общие показатели о деятельности Контрольно-счетной палаты города Мегиона
Контрольно-счетной палатой в 2021 году проведено:
1) 7 контрольных мероприятий (в том числе внешняя проверка бюджета города Мегиона) и 2 экспертно-аналитических мероприятия (за исключением экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов);
2) 101 экспертно-аналитическое мероприятие на проекты муниципальных правовых актов (изменения в муниципальные программы, проект прогнозного план приватизации и внесение изменений в него, изменения в муниципальные правовые акты, касающиеся управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом, положения по оплате труда и видах поощрений, порядки предоставления субсидий, проект решения о бюджете на 2022 год, 3 внесения изменений в бюджет города на 2021 год и другие).
Основные показатели, характеризующие деятельность Контрольно-счетной палаты за 2019 – 2021 годы, приведены в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п
Наименование показателя
2019
2020
2021
1.
Штатная численность, утверждённая/факт, ед.
6/6
6/6
6/6
2.
Кол-во специалистов, участвующих в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, ед.
6
6
6
3. Контроль формирования и исполнения бюджета города Мегиона
3.1.
Внешняя проверка годового отчёта об исполнении бюджета, ед.
1 (за 2018 год)
1 (за 2019 год)
1 (за 2020 год)
3.2.
Объём средств, охваченных внешней проверкой годового отчёта об исполнении бюджета, тыс. рублей
4 740 751,7
5 573 056,5
4 949 403,5
3.3.
Экспертиза изменений и дополнений в бюджет города на текущий (отчётный) год, ед.
5 (за 2019 год)
3 (за 2020 год)
4 (за 2021 год)
3.4.
Объём средств, охваченных в рамках экспертизы изменений и дополнений в бюджет города на текущий (отчётный) год, тыс. рублей
1 737 370,8
763 921,0
1 219 265,7
3.5.
Экспертиза проекта бюджета города на очередной год, ед.
1 (на 2020 год)
1 (на 2021 год)
1 (на 2022 год)
3.6.
Объём средств, охваченных в рамках экспертизы проекта бюджета города на очередной год, тыс. рублей
4 489 680,1
4 719 917,6
5 116 037,1
3.7.
Экспертиза отчетов об исполнении бюджета города за текущий (отчётный) год, ед.
3(1квартал,1 полугодие, 9месяцев)
3(1квартал,1 полугодие, 9месяцев)
3(1квартал,1 полугодие, 9месяцев)
3.8.
Объём средств, охваченных в рамках экспертизы отчётов об исполнении бюджета города за текущий (отчётный) год, тыс. рублей
803 645,1
2 153 756,6
3 477 338,8
888 800,2
2 141 447,0
3 020 170,6
910 042,3
2 529 409,0
3 758 644,5
4.Контрольная деятельность
4.1.
Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (за исключением экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов), ед.
11
10
9
4.2.
Объём проверенных средств (без учета внешней проверки бюджета), тыс. рублей
802 112,64
595 528,65
217 921,49
4.2.1.
в том числе местный бюджет
109 483,25
494 733,26
184 146,79
4.3.
Выявлено нарушений и недостатков, имеющих стоимостную оценку, тыс. рублей
105 654,29
107 422,35
76 153,90
4.3.1
Из общей суммы выявлено нарушений порядка учета, управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, тыс. рублей
2 060,81
1 014,58
84,17
4.4.
Из выявленных нарушений:
4.4.1.
не могут быть устранены
102 286,59
68 490,51
75 434,76
4.4.2.
подлежащие устранению
3 367,54
38 931,84
719,14
4.5.
Устранено финансовых нарушений, тыс. рублей
3 012,13
27 352,60
105,40
4.5.1.
в том числе возмещено средств в бюджет (тыс. рублей)
0,0
1,67
0,0
4.6.
Устранено нарушений установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, тыс. руб.
2 060,81
140,00
84,17
4.7.
Составлено актов по результатам контрольных мероприятий, заключений по результатам экспертно-аналитических мероприятий, ед.
20
19
16
4.8.
Охвачено контрольными мероприятиями объектов, ед.
11
10
10
4.9.
Количество направленных представлений/предписаний, ед.
13/0
13/0
10/0
4.10.
Подготовлено предложений по результатам контрольных мероприятий по устранению нарушений, не имеющих суммового выражения (ед.), из них:
52
42
78
4.11.
Устранено нарушений, не имеющих суммовое выражение, ед.
52
361
354
4.12.
Подготовлено актов осмотров в ходе проведения контрольных мероприятий, ед.
5
23
11
4.13.
Привлечено к дисциплинарной ответственности по результатам контрольных мероприятий, ед.
2
3
3
4.14.
Привлечено к уголовной ответственности по результатам контрольных мероприятий, ед.
-
-
-
4.15.
Привлечено к административной ответственности, чел.
2
-
-
5.Экспертно-аналитическая деятельность
5.1.
Проведено экспертно-аналитических мероприятий, ед.
132
130
101
5.2.
Подготовлено предложений
49
58
79
5.3.
Принято предложений
30
32
60
5.4.
Отношение принятых предложений относительно подготовленных
61,22%
55,17%
75,95%
6.Методическая работа, гласность
6.
Количество утвержденных и используемых методических материалов (стандарты, методические рекомендации), ед.
17
17
17
7.
Количество информационных материалов о деятельности КСП размещено в средствах массовой информации, ед.
296
166
204
На объем проверенных средств влияет объект контрольного мероприятия, так как каждый год в план работы включаются разные объекты с различным объемом финансирования, а также проводятся мероприятия, включающие в себя анализ использования объектов муниципальной собственности, стоимостная оценка которых для показателя объема проверенных средств не осуществляется.
Структура выявленных в 2021 году нарушений и недостатков представлена в таблице 2.
Таблица 2
№ п/п
Вид нарушения
Сумма (тыс. руб.)
%
1.
Финансовые нарушения и недостатки, в том числе:
76 069,73
100,00 %
по видам нарушений:
1.1.
Нецелевое использование бюджетных средств
0,00
0,00%
1.2.
Неэффективное использование бюджетных средств
3 463,14
4,55%
1.3.
Нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц
3 745,20
4,92%
1.4.
Нарушения учёта и отчётности (нарушения бухгалтерского учета)
14 613,90
19,21%
1.5.
Расходы, осуществленные в нарушение законодательства
638,48
0,84%
1.6.
Финансовая оценка иных нарушений
53 609,01
70,48%
2.
Нарушения в сфере учёта, управления и распоряжения имуществом, из них
84,17
100%
3.
По возможности устранения:
3.1.
Нарушения, которые не могут быть устранены, принятие к сведению
75 434,76
99,05%
3.2.
Нарушения, подлежащие устранению, в том числе:
719,14
0,95%
3.2.1.
нарушения, по которым возможно возмещение в бюджет города
0,00
0,00%
4.
Устранено, принято к сведению нарушений и недостатков, из них:
75 540,16
99,3%
4.1.
устранено финансовых нарушений и недостатков , из них
105,40
0,14 %
4.2.
приняты к сведению выявленные нарушения и недостатки
75 434,76
99,16%
5.
Устранено нарушений в сфере учёта, управления и распоряжения имуществом
84,17
100%
Объем финансовых нарушений и недостатков, выявленных по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий 2021 года, составил 76 069,73 тыс. рублей, в том числе:
- 3 463,14 тыс. рублей – неэффективное использование бюджетных средств, из них основная сумма в размере 2 601,6 тыс. рублей, в рамках проведенного аудита в сфере закупок в рамках исполнения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в МКУ «Служба обеспечения»;
- 3 745,2 тыс. руб. - нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц, выявленные в рамках проведенного аудита в сфере закупок в рамках исполнения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в МКУ «Служба обеспечения» (2 072,6 тыс. рублей) и при проверке деятельности муниципального бюджетного учреждения Мегионский центр информационно-коммуникационных технологий «Вектор» в части соблюдения порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, законности и результативности использования средств субсидий, полученных из бюджета города (1 672,6 тыс. рублей);
- 14 613,9 тыс. рублей - нарушения ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, составления и предоставления бухгалтерской (бюджетной) финансовой отчетности;
- 638,48 тыс. рублей – расходы, осуществленные в нарушение действующего законодательства;
- 53 609,01 тыс. рублей – финансовая оценка иных нарушений.
Нарушений в сфере учета, управления и распоряжения имуществом выявлено на общую сумму 84,17 тыс. рублей.
Более подробная информация по выявленным нарушениям и недостаткам в ходе проведения контрольных мероприятий отражена в разделе 2 настоящего отчета.
Из общей суммы финансовых нарушений и недостатков, выявленных в 2021 году:
- нарушения, которые не могут быть устранены (в основном нарушения бухгалтерского учета по закрытым отчетным периодам, неэффективное использование бюджетных средств, нарушения требований законодательства), составили 75 434,76 тыс. рублей;
- нарушения, подлежащие устранению, составили 719,14 тыс. рублей.
В 2021 году устранено и принято к сведению финансовых нарушений и недостатков на сумму 75 540,16 тыс. рублей. В частности, фактически устранено финансовых нарушений и недостатков 105,40 тыс. рублей, принято к сведению – 75 434,76 тыс. рублей.
Устранено нарушений в сфере учета, управления и распоряжения имуществом в сумме 84,17 тыс. рублей.
В соответствии со статьей 268.1 БК РФ в 2021 году Контрольно-счетной палатой объектам проверки направлено 10 представлений для принятия мер по устранению выявленных нарушений, причин и условий, способствующих их совершению, из которых снято с контроля 9 представлений.
2. Итоги контрольной деятельности
В целях общей оценки нарушений и недостатков в настоящем разделе приведены данные по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (за исключением экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов), в ходе проведения которых установлены нарушения, имеющие как стоимостную оценку, так и другие виды нарушений. В части финансовых нарушений имеются устранимые и неустранимые нарушения. По предложениям Контрольно-счетной палаты при осуществлении контрольной деятельности, урегулировано и приведено в соответствие с действующим законодательством 2 нормативных правовых и локальных акта (внесены изменения или вновь приняты).
2.1. Контроль расходов на городское хозяйство
В 2021 году Контрольно-счетной палатой в целях контроля расходов в сфере городского хозяйства проведено 1 контрольное мероприятие «Проверка целевого использования бюджетных средств органами местного самоуправления и организациями жилищно-коммунального комплекса, выделенных на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства городского округа город Мегион к работе в осенне-зимний период 2020-2021 годов», объектами контрольного мероприятия являлись: администрация города, муниципальное унитарное предприятие «Тепловодоканал» (далее – МУП «ТВК»), муниципальное казенное учреждение «Капитальное строительство» (далее – МКУ «КС»), муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – МКУ «УЖКХ»).
Объем проверенных средств – 6 778,82 тыс. рублей, в том числе средства местного бюджета – 1 016,82 тыс. рублей. Данное контрольное мероприятие являлось переходящим с Плана работы на 2020 год.
Сумма финансовых нарушений и недостатков – 6 778,82 тыс. рублей.
Количество выявленных нарушений, не имеющих стоимостную оценку – 8 случаев.
В проверяемом периоде перечисление субсидии на возмещение затрат на капитальный ремонт инженерных сетей и объектов коммунального назначения на территории городского округа город Мегион получателю субсидии осуществлялось с нарушением сроков, установленных пунктом 3.10. Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат или недополученных доходов на жилищно-коммунальные услуги и капитальный ремонт инженерных сетей и объектов коммунального назначения на территории городского округа, утвержденного постановлением администрации от 16.03.2017 № 504, пунктами 3.2.4., 3.3. заключенных администрацией города Мегиона с МУП «ТВК» соглашений на предоставление субсидии, по причине несвоевременного направления МКУ «УЖКХ» решений о предоставлении субсидии в управление по бюджетному учету администрации города Мегиона.
Установлены случаи ведения МУП «ТВК» общего журнала работ с нарушениями Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 № 7.
МУП «ТВК» допущены случаи направления сведений об исполнении муниципальных контрактов в реестр контрактов с нарушением сроков, установленных частью 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).
Установлены случаи оформления МКУ «КС» актов скрытых работ, составленных в ходе реализации мероприятия по подготовке к ОЗП, с нарушением Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1128.
По результатам контрольного мероприятия в адрес МУП «ТВК», МКУ «КС», МКУ «УЖКХ» вынесены представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (далее – представление).
2.2. Контроль расходов на социальную сферу
В 2021 году Контрольно-счетной палатой в целях контроля расходов на социальную сферу проведено 2 экспертно-аналитических и 1 контрольное мероприятие (объект контроля - муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа «Юность» (далее - МАУ «СШ «Юность»)). Общий объем нарушений в суммарном выражении составил 48 242,14 тыс. рублей.
По итогам проверок установлено:
2.2.1. Экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ использования бюджетных средств, направленных на мероприятия, связанные с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Объем проверенных средств (окружной бюджет) – 28 012,7 тыс. рублей.
Финансовых нарушений и недостатков, нарушений, не имеющих стоимостную оценку, не установлено.
2.2.2. Экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ предоставления мер социальной поддержки для отдельной категории граждан в виде приобретения товаров, услуг для обеспечения питанием обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях». Объем проверенных средств (местный бюджет) – 21 037,33 тыс. рублей.
Сумма финансовых нарушений и недостатков – 3 388,07 тыс. рублей.
Количество выявленных нарушений, не имеющих стоимостную оценку – 19 случаев.
Установлены нарушения:
- Порядка и условий предоставления меры социальной поддержки для отдельной категории граждан, утвержденных постановлением администрации города Мегиона от 30.12.2019 № 2971;
- условий муниципальных контрактов, заключенных муниципальными общеобразовательными учреждениями на организацию питания и витаминизации.
2.2.3. Контрольное мероприятие «Проверка деятельности МАУ «СШ «Юность» в части соблюдения порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, законности и результативности использования средств субсидий, полученных из бюджета города».
Объем проверенных средств (местный бюджет) – 69 134,38 тыс. рублей.
Сумма финансовых нарушений и недостатков – 44 854,07 тыс. рублей.
Количество выявленных нарушений, не имеющих стоимостную оценку – 211 случаев.
Установлены нарушения:
- статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации в виде неэффективного использования бюджетных средств;
- Положения по оплате труда работников МАУ «СШ «Юность»;
- пунктов 6,7 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2011 № 86н.
Выявлены неправомерно произведенные расходы субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, субсидии на иные цели за счет средств местного бюджета.
В проверяемом периоде в МАУ «СШ «Юность» отсутствовал порядок расходования средств, поступающих в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования (далее – ПФДО), установлено неправомерное получение МАУ «СШ «Юность» денежных средств из местного бюджета за не оказанные образовательные услуги детям-обладателям сертификатов ПФДО.
Установлены случаи неэффективного использования муниципального имущества, приобретенного за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, субсидии на иные цели.
В части бухгалтерского учета допущены случаи неправомерного списания расходов на ГСМ (Бензин АИ-92), потери бюджета в виде недостачи ГСМ.
При проверке осуществленных закупок товаров, работ, услуг установлены случаи нарушения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положения о закупках МАУ «СШ «Юность».
В адрес объекта контроля направлено представление.
2.3. Контроль в сфере использования муниципального имущества
В целях контроля расходов в сфере использования муниципального имущества проведено 1 контрольное мероприятие «Проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным специализированным жилищным фондом в части правомерности его распределения», проверяемый период 2019-2020 годы, объектом контрольного мероприятия являлась администрация города Мегиона.
Финансовых нарушений и недостатков не установлено.
Количество выявленных нарушений, не имеющих стоимостную оценку – 7 случаев.
В нарушение пункта 2 статьи 12, пункта 1 статьи 14 федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент предоставления муниципальной услуги предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма, утвержденный постановлением администрации города Мегиона от 19.03.2015 № 672, не содержал состав, последовательность и сроки административных процедур, требования к порядку их выполнения, исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, при ее предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В проверяемом периоде допущены случаи:
- использования жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда не по назначению;
- предоставления служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда при отсутствии подтвержденного факта необеспеченности заявителей жилым помещением на территории города Мегиона;
- проживания граждан в жилом помещении специализированного найма после прекращения срока действия договора.
По результатам контрольного мероприятия в адрес администрации города вынесено представление.
2.4. Контроль в сфере развития информационного общества
В целях контроля расходов в сфере развития информационного общества проведено 2 контрольных мероприятия в администрации города, муниципальном бюджетном учреждении Мегионский центр информационно-коммуникационных технологий «Вектор» (далее – МБУ МЦИКТ «Вектор»). Общий объем нарушений в суммарном выражении составил 1 684,84 тыс. рублей.
По итогам проверок установлено:
2.4.1. Контрольное мероприятие «Проверка использования бюджетных средств, направленных на реализацию основного мероприятия «Обеспечение производства и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления, иной социально значимой информации на территории муниципального образования город Мегион» муниципальной программы ««Информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления городского округа город Мегион на 2019-2025 годы» в части заключения муниципальных контрактов на оказание услуг в сфере информирования населения и изготовления полиграфической продукции», объектом контрольного мероприятия являлась администрация города Мегиона.
Объем проверенных средств (местный бюджет) – 6 000,0 тыс. рублей.
Финансовых нарушений и недостатков, нарушений, не имеющих стоимостную оценку, не установлено.
2.4.2. Контрольное мероприятие «Проверка деятельности МБУ МЦИКТ «Вектор» в части соблюдения порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, законности и результативности использования средств субсидий, полученных из бюджета города».
Объем проверенных средств (местный бюджет) – 34 908,86 тыс. рублей.
Сумма финансовых нарушений и недостатков – 1 684,84 тыс. рублей.
Количество выявленных нарушений, не имеющих стоимостную оценку – 42 случая.
Установлены нарушения:
- пункта 15 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2011 № 86н;
- порядка и условий оплаты труда: Трудового кодекса Российской Федерации, Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922, Положения об оплате труда МБУ МЦИКТ «Вектор».
В части бухгалтерского учета установлены случаи списания МБУ МЦИКТ «Вектор» материальных запасов, приобретенных за счет субсидии на иные цели, с нарушением Приказа Минфина Российской Федерации от 30.03.2015 № 52н.
Выявлено нарушение по учету нежилого встроенного помещения.
В адрес объекта контроля направлено представление.
Кроме того, в адрес администрации города, как Учредителя, направлено письмо с предложением принятия мер о недопущении нарушений и недостатков при формировании муниципального задания МБУ МЦИКТ «Вектор».
2.5. Внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2020 год
Контрольным мероприятием были охвачены 4 главных администратора бюджетных средств: администрация города Мегиона, департамент финансов администрации города Мегиона, департамент образования и молодежной политики администрации города Мегиона, Дума города Мегиона.
Сумма финансовых нарушений и недостатков – 14 478,90 тыс. рублей.
Количество выявленных нарушений, не имеющих стоимостную оценку – 6 случаев.
В части проверки бюджетной отчетности администрации города, департамента образования и молодежной политики администрации города выявлены недостатки в качестве и полноте заполнения форм отчетности в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
По результатам контрольного мероприятия в адрес администрации города, департамента образования и молодежной политики администрации города вынесены представления.
Результаты контрольного мероприятия были использованы при подготовке заключения на отчет об исполнении бюджета городского округа город Мегион за 2020 год.
2.6. Аудит в сфере закупок
В 2021 году Контрольно-счетной палатой в целях анализа и оценки результатов, достижения целей закупок, осуществленных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, проведено контрольное мероприятие «Аудит в сфере закупок в рамках исполнения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» муниципального казенного учреждения «Служба обеспечения» (далее – МКУ «СО»).
Объем проверенных средств (местный бюджет) – 52 049,40 тыс. рублей.
Сумма финансовых нарушений и недостатков – 4 969,20 тыс. рублей.
Количество выявленных нарушений, не имеющих стоимостную оценку – 61 случай.
Установлены случаи:
- несоблюдения утвержденных нормативных затрат на обеспечение органами местного самоуправления своих функций и утвержденных требований к закупаемым органами местного самоуправления отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), а также случаи использования бюджетных ассигнований без утвержденных нормативных затрат;
- непредставления при осуществлении закупки преимуществ организациям инвалидов в связи с неверным применением ОКПД2;
- отсутствия проверки на соответствие участников закупок требованиям, предусмотренным статьями 30, 31 Федерального закона № 44-ФЗ;
- несоответствия муниципальных контрактов требованиям законодательства Российской Федерации и документации (извещения) о закупке;
- включения в условия контрактов порядка авансирования, не предусмотренного нормативным актом исполнительного органа о мерах по реализации решения представительного органа о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Также установлены нарушения:
- статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ при формировании (обосновании) начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
- статьи 23 Федерального закона № 44-ФЗ, пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145, при установлении соответствия объекта закупки каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации в виде неэффективного использования бюджетных средств;
- части 3 Порядка формирования, утверждения, внесения изменений и размещения в единой информационной системе планов-графиков закупок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 № 1279;
- методологии применения классификации операций сектора государственного управления (Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н);
- порядка формирования контрактной службы (назначения контрактных управляющих);
- сроков размещения информации и документов в единой информационной системе, установленных частью 3 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ;
- сроков оплаты в соответствии с принятыми обязательствами согласно заключенных муниципальных контрактов.
В адрес объекта контроля направлено представление.
По результатам контрольного мероприятия 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
3. Экспертно-аналитическая деятельность
3.1. Важным направлением в работе Контрольно-счетной палаты является экспертно-аналитическая деятельность, в рамках которой проводятся экспертизы, в том числе финансовые, поступивших проектов решений Думы города Мегиона, проектов постановлений администрации города.
За 2021 год Контрольно-счетной палатой города проведено 101 экспертно-аналитических мероприятий в отношении проектов муниципальных правовых актов (изменения в муниципальные программы, проект решения о бюджете на 2022 год и плановый период 2023 – 2024 годов, 4 внесения изменений в бюджет города на 2021 год и другие). Наибольший удельный вес экспертиз - 63 экспертиз, приходится на нормативно правовые акты администрации города по внесению изменений в муниципальные программы, 2 экспертизы положений по регулированию оплаты труда и 36 экспертиз проектов в области прочей деятельности администрации города.
По результатам экспертно-аналитических мероприятий были подготовлены соответствующие заключения.
При подготовке заключений большое внимание уделялось взаимодействию с разработчиками проектов муниципальных правовых актов.
Возникающие в процессе работы над заключениями вопросы, замечания и предложения прорабатывались сотрудниками Контрольно-счетной палаты совместно с разработчиками в рабочем порядке, а также в рамках проведения совместных совещаний в случаях возникновения вопросов по представленным проектам муниципальных правовых актов. Таким образом, представленные в Контрольно-счетную палату материалы проектов муниципальных правовых актов дорабатывались разработчиками на стадии подготовки заключения Контрольно-счетной палатой с учетом уже рассмотренных устных предложений и замечаний. Большая часть указанных предложений была направлена на предоставление разработчиками проектов необходимой дополнительной информации (в том числе экономических расчетов), обоснований и пояснений по предоставленным данным.
Выявлено 47 нарушений и замечаний, предложения по устранению которых направлены лицам, ответственным за разработку проектов муниципальных правовых актов. По итогам экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной палаты учтено и принято к сведению 32 замечаний и предложений или 68,09 % от общего количества.
На постоянной основе осуществляется взаимодействие Контрольно-счетной палаты и прокуратуры города Мегиона в сфере муниципального правотворчества. Все проекты муниципальных правовых актов, предусматривающих финансирование из местного бюджета, после прохождения экспертизы в Контрольно-счетной палате направляются разработчиками в прокуратуру города Мегион. Нарушения бюджетного законодательства, выявленные Контрольно-счетной палатой и прокуратурой города, в том числе, отсутствие соответствующих заключений органа муниципального контроля на проект муниципального нормативного правового акта, являлись основанием для направления прокурором в администрацию города информации о несоответствии проектов требованиям законодательства. Факты нарушений бюджетного законодательства в проектах муниципальных нормативных правовых актов при наличии положительного заключения Контрольно-счетной палаты прокуратурой города не выявлены.
3.2. В соответствии со статьей 265 БК РФ Контрольно-счетная палата как постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля осуществляет предварительный и последующий контроль исполнения бюджета. В рамках предварительного контроля Контрольно-счетная палата проводит экспертизу проекта бюджета города и проектов решений Думы города о внесении изменений в бюджет города, в рамках последующего контроля осуществляет, в том числе, внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета города.
В целях получения информации и выработки предложений, направленных на совершенствование как бюджетного процесса в целом, так и на совершенствование взаимодействия участников бюджетного процесса, Контрольно-счетной палатой, как и в предыдущем отчетном периоде, особое внимание было уделено проекту бюджета и отчету
о его исполнении.3.2.1. Предварительный контроль
В заключении Контрольно-счетной палаты на проект решения Думы города «О бюджете городского округа Мегион Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» и представленные одновременно с ним материалы были в целом признаны соответствующими требованиям БК РФ и Положению об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в городском округе город Мегион, утвержденного решением Думы города Мегиона от 30.11.2012 № 306 (с изменениями).
В течение 2021 года в решение Думы города Мегиона от 18.12.2020 № 37 «О бюджете городского округа Мегион Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» 4 раза вносились изменения.
3.2.2. Последующий контроль
Одним из основных мероприятий последующего контроля, проведенных Контрольно-счетной палатой в отчетном году на основании статьи 264.4 БК РФ и Положения об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса, являлась внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского округа Мегион Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2020 год и подготовка заключения по ее результатам.
Заключение Контрольно-счетной палаты на отчет об исполнении бюджета – это, в первую очередь, комплексный анализ выполнения обязательств органов местного самоуправления на основе не только анализа исполнения бюджета, но и результатов, проведенных за соответствующий период контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Внешней проверкой годового отчета об исполнении бюджета городского округа Мегион Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2020 год, в том числе внешней проверкой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств были установлены отдельные случаи отражения в формах годового отчета об исполнении бюджета неполной информации, указано на недостатки работы главных администраторов бюджетных средств в ходе исполнения бюджета, которые на достоверность годовой бюджетной отчетности не повлияли.
4. Проведенные мероприятия по профилактике и предупреждению финансовых нарушений, противодействию коррупции
Деятельность Контрольно-счетной палаты направлена на профилактику и предупреждение нарушений законодательства при расходовании бюджетных средств. Для достижения данной цели в течение 2021 года по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий проводились следующие действия: анализ выявленных в их ходе нарушений, их обобщение и выявление среди данных нарушений неоднократных, связанных с недостатками действующего законодательства, неверным применением либо толкованием законодательства, с субъективными факторами, обнаруженных причин и условий, способствующих их совершению.
В ходе обеспечения Контрольно-счетной палатой, в соответствии с Федеральным законом № 6-ФЗ, мер по противодействию коррупции приоритетное внимание уделялось вопросам предупреждения коррупции, в том числе выявлению и последующему устранению ее причин.
В связи с этим в Контрольно-счетной палате проводится целенаправленная работа по осуществлению мероприятий по исполнению Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», соответствующих Указов Президента Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, направленных на принятие эффективных мер по профилактике коррупции, соблюдению общих принципов служебного поведения, норм профессиональной этики, обязательств, ограничений и запретов, установленных на муниципальной службе.
В отчетном периоде главный акцент сделан на осуществление системных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению коррупционных проявлений и конфликта интересов на муниципальной службе. На рабочих совещаниях ежеквартально доводилась информация надзорных органов за соблюдением законодательства по противодействию коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В ходе декларационной кампании для исключения случаев представления недостоверных и (или) неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и оказания практической помощи в заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с сотрудниками проведены учебно-методические занятия об изменениях в антикоррупционном законодательстве Российской Федерации по порядку представления муниципальными служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Все представленные справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих Контрольно-счетной палаты города Мегион подготовлены с использованием специального программного обеспечения «Справки БК».
В соответствии с частью 8 статьи 16 Федерального закона № 6-ФЗ в случае, если при проведении контрольных мероприятий выявлены факты незаконного использования средств местного бюджета, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, контрольно-счетный орган в установленном порядке незамедлительно передает материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы.
В отчетном периоде Контрольно-счетная палата принимала участие в работе Межведомственных рабочих групп по противодействию коррупции, на которых рассматривались вопросы о проводимой работе по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок, экономики и финансов.
Для профилактики возникновения нарушений и устранения выявляемых нарушений Контрольно-счетной палатой в течение 2021 года на постоянной основе организована работа с должностными лицами проверяемых объектов по рассмотрению результатов проведенных мероприятий. Проведение совместных совещаний с субъектами проверок позволило определить сроки и механизмы реализации предложений Контрольно-счетной палаты.
В 2022 году работа по устранению коррупционной составляющей в правовой базе города, а также взаимодействие с органами контроля при определении коррупционных рисков будут продолжены.
5. Выводы и иная информация о деятельности Контрольно-счетной палаты города Мегиона
5.1. Методическая работа, обучение, участие в Совете органов внешнего финансового контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
В целях методического обеспечения деятельности в 2021 году продолжено совершенствование системы стандартов Контрольно-счетной палаты, осуществлялась разработка единых подходов к выявлению коррупционных рисков, составлению протоколов об административных правонарушениях, проведению экспертиз проектов муниципальных правовых актов города Мегиона, порядка организации и проведения совместных или параллельных проверок Контрольно-счетной палаты города Мегиона и Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа город Мегион. Количество утвержденных и используемых методических материалов (стандарты, методические рекомендации) в 2021 году составило17 единиц.
Контрольно-счетная палата является членом Совета органов внешнего финансового контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также с 2014 года членом Союза муниципальных контрольно-счетных органов (Союз МКСО). Это позволяет обеспечить выполнение поставленных перед ней задач, путем применения поступающих материалов в части: единообразия методологических подходов к контрольной и экспертно-аналитической деятельности; оказания организационной, правовой, информационной, методической и иной помощи; оказание содействия в повышении профессионального уровня в сфере внешнего финансового контроля; получение обобщенного и распространенного передового опыта осуществления внешнего финансового контроля; возможность обсуждения основных аспектов взаимодействия контрольно-счетных органов и органов прокуратуры; рассмотрение актуальных вопросов муниципального финансового контроля на местном уровне, типичных выявляемых нарушений и т.д.
5.2. Гласность в работе
В отчетном году было уделено внимание вопросу обеспечения доступа к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты.
В целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности Контрольно-счетная палатой в 2021 году размещено в сети Интернет на официальном сайте http://spmegion.ru/ и печатном издании «Мегионские новости» 102 информации по всем основным направлениям и документы, характеризующие деятельность Контрольно-счетной палаты: план работы, отчет о деятельности, информацию о проведенных экспертно-аналитических и контрольных мероприятиях, регламент, стандарты, методические рекомендации, информация об антикоррупционной деятельности и другое.
План работы Контрольно-счетной палаты на 2021 год выполнен.
Основные направления деятельности Контрольно-счетной палаты в 2021 году сформированы в соответствии с полномочиями, возложенными на контрольно-счетный орган муниципального образования Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и нормативными актами города Мегиона. Полномочия, возложенные на орган внешнего финансового контроля, определили основные задачи Контрольно-счетной палаты города Мегиона на 2021 год как ключевого элемента системы общественного контроля за расходованием средств бюджета и использованием муниципальной собственности, а также инструмента согласования решений в сфере социально-экономического развития города.
Основной задачей Контрольно-счетной палаты остается контроль соблюдения принципов законности, эффективности и результативности использования бюджетных средств на всех уровнях и этапах бюджетного процесса.
Отдельное внимание будет уделено мерам, предпринятым объектами контроля по исполнению представлений и предписаний Контрольно-счетной палаты, а также реализации предложений и рекомендаций, предусмотренных информационными письмами Контрольно-счетной палаты.