Вершители правосудия

Вершители правосудия

Стрелки на часах мегионской Фемиды начали свой отсчет 11 марта 1981 года: именно в этот день был издан приказ по отделу юстиции Тюменской области о создании Мегионского городского суда. За сорок лет многое изменилось и в окружающей жизни, и в законодательстве, и в судебной системе. Об этом – наш разговор с председателем Мегионского городского суда Ириной Поляковой.

- Ирина Федоровна, пройденный путь измеряют по-разному: геологи - числом открытых месторождений, нефтяники - тоннами добытой нефти, педагоги - количеством успешных учеников… А чем измеряется ваша работа?

- Результаты работы суда характеризуются количеством и качеством рассмотренных дел.  В среднем за год в Мегионском суде рассматривается более 1000 гражданских дел, 200 – уголовных, 1500 дел об административных правонарушениях. В прошлом году, например, в связи с пандемией порядка 70% от общего количества дел об административных правонарушениях было связано с нарушениями режима самоизоляции. По гражданским делам 80% судебных постановлений, принятых мегионскими судьями, утверждается судами высших инстанций – это значит, что решения, принятые мегионскими судьями, оказались единственно правильными. 

- Известно, что сорок лет назад мегионским судьям приходилось нелегко: на восьмидесятые годы в городе пришелся пик преступности. А какие дела рассматриваются в суде сегодня? 

- Все зависит от жизненной ситуации в городе, округе и в стране в целом. Например, в категории гражданских дел в период реализации окружной программы по сносу балков, большинство исков связано с защитой жилищных прав (в частности, это касается споров о получении субсидий на приобретение жилья). Обращаются с исками кредитные организации, если люди перестают выплачивать кредиты. Жизнь корректирует деяния в криминальной сфере. Например, в 90-е годы предметом хищения становились меховые шапки. Сегодня преступников интересуют дорогие мобильные телефоны, а в последнее время участились хищения с банковских счетов с использованием пластиковых карт. Что касается убийств, то, на мой взгляд, их стало меньше, но, если сталкиваешься с подобными случаями, поражает с какой неоправданной жестокостью, я бы сказала, с ненавистью к людям они совершаются. Сегодня изменились и преступления, связанные со сбытом наркотических средств: другими стали наркотики и способы их передачи. Следствию стало труднее собирать доказательную базу, поскольку преступники используют информационные технологии, интернет-ресурсы. Несмотря на то, что сейчас за сбыт наркотиков предусмотрено наказание до 20 лет лишения свободы, люди продолжают этим заниматься, думая, что останутся непойманными. У нас по таким делам есть подсудимые из Калининградской области, с Дальнего Востока…



- К своему сорокалетнему юбилею Мегионский городской суд подошёл в обновленном составе. Каков он сегодня?

- Да, кто-то вышел в отставку по достижении возраста, кто-то поднялся по карьерной лестнице и продолжает работу в вышестоящих структурах. Это нормальный процесс. Вообще хочу сказать, что Мегионский суд – это кузница кадров для всего округа. Помощник судьи Александр Петров назначен мировым судьей. В Когалыме работает мировым судьей наш бывший сотрудник Регина Фаткуллина. Трудится в суде ХМАО – Югры помощником судьи наша Юлия Дудырева, и её рекомендовали на должность судьи Нефтеюганского районного суда. В Мегионском городском суде получили путевку в жизнь наши городские нотариусы Вера Николаевна Бобровская и Елена Викторовна Штейникова.

Среди моих коллег есть судьи, которые ушли в отставку уже из суда ХМАО -Югры (а это вышестоящая инстанция) – это Наталья Владимировна Дружинина. Есть судьи, которые до сих пор трудятся в окружном суде – это Андрей Андреевич Ишимов, Дмитрий Анатольевич Антонов. Бывший председатель Мегионского суда, мой предшественник Алексей Валерьевич Пиюк, назначен председателем суда Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судьи, которые пришли им на смену, - это люди опытные и очень достойные, люди, которые знают законодательство и прекрасно в нем ориентируются, отлично разбираются в судебной практике. Сегодня в Мегионском городском суде по штату -  семь составов суда: председатель, заместитель и пять судей. 

А вообще, коллектив у нас достаточно стабильный. Свыше 15 лет работают в Мегионском городском суде государственные служащие аппарата суда: помощник судьи Лилия Рамиловна Кичук, секретарь судебного заседания Елена Васильевна Евладенко, секретарь судебного заседания Анастасия Ивановна Секисова, начальник отдела обеспечения судопроизводства Юлия Александровна Коряченкова.

Сегодня в Мегионском суде исполняют обязанности 20 федеральных государственных гражданских служащих и 7 человек персонала обслуживают здание.  

С глубокой признательностью мы вспоминаем всех работников суда и судей, которые большую часть своей жизни посвятили Мегионскому городскому суду. В их числе Николай Иванович Юрзин, на протяжении 16 лет назначавшийся председателем Мегионского городского суда (его стаж работы в суде - 24 года). Семнадцать лет отдала служению закону судья Любовь Георгиевна Суркова. Более двадцати лет проработали здесь судьи Марина Юрьевна Строкичева, Азат Ризович Валитов, Лариса Анатольевна Иванова, а также начальник отдела обеспечения судопроизводства Людмила Александровна Фролова, секретарь судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства Татьяна Юрьевна Мингалёва, начальник общего отдела Галина Васильевна Межевикина.



- Российское законодательство часто меняется, и судьи должны быть в курсе всех изменений. Как вы повышаете свой профессиональный уровень? 

- Во-первых, это ежедневное самообразование. Судья ни в одном процессе не применит ни одну правовую норму, не проверив, изменилась она или нет. Судьи изучают апелляционные определения по нашим же делам, которые рассматривал кто-то из коллег, для того, чтобы в дальнейшем избежать подобной ошибки. Кроме того, в централизованном порядке организовано повышение квалификации судей один раз в три года. Это происходит на базе российского государственного университета правосудия.

- Ирина Федоровна, Вы уже 27 лет работаете в Мегионском городском суде и более десяти лет - в должности судьи. Вы сталкиваетесь с самыми разными жизненными ситуациями. Как Вам удается примирить в себе обычного человека и профессионального судью? 

- Каждый из судей – человек со своими жизненными принципами и характером. Но во время судебного процесса судья должен быть беспристрастным и объективным. Решение судьи не должно зависеть ни от эмоций, ни от ситуации в процессе, какой бы она ни была. Для судьи все человеческие эмоции должны заканчиваться за дверью совещательной комнаты. На то мы и судьи, чтобы разрешать споры спокойно и принимать единственно правильное решение.
-  Есть ли случай в Вашей практике, который затронул Вас больше всего?

- Запоминаются, в основном, неординарные дела. Сложно забыть дело, которое я разрешала в 2010 году, когда в социальном доме одна несовершеннолетняя девочка убила другую. Морально сложно было оценивать эту ситуацию. Как же должен был воспитываться этот ребенок, если, обидевшись на свою приятельницу, сознательно пошел на убийство, заранее припрятав нож под игрушкой! А поводом для убийства стала косметика, которую девочки не поделили… Не забываются гражданские дела, где разрешаются брачные семейные отношения и затрагиваются права ребенка: это вопросы, касающиеся лишения и ограничения родительских прав, когда сталкиваешься с тем, что маленькие дети голодают, прячутся в шкафах от собственных родителей. Был случай, когда девочка, мать которой варила дома дезоморфин, впервые увидев новое платье, подаренное ей сотрудниками отдела опеки, сначала его понюхала. Вот такая реакция была у ребенка, который жил среди неприятных запахов, и теперь хотел ощутить, как же пахнет красивая вещь… Но, повторюсь еще раз, какими бы ни были обстоятельства, решение судьи должно быть беспристрастным.

- А как Вы относитесь к суду присяжных?

- Там своя специфика: судье не нужно оценивать доказательства, поскольку ответственность за принятие решения принимают на себя присяжные. Это для нас ново и необычно, но интересно. Впервые судебный процесс с участием присяжных заседателей состоялся в Мегионе в прошлом году. Рассматривалось уголовное дело об умышленном убийстве. Скажу честно, мы очень волновались. Ведь присяжные – обычные люди разных возрастов и профессий, не имеющие юридического образования.   Меня приятно удивило, с каким интересом они вникали в суть дела, изучали доказательства. Приговор, вынесенный присяжными после обсуждения в совещательной комнате, гласил: «Виновен, но заслуживает снисхождения». Наказание, назначенное осужденному, - семь лет и одиннадцать месяцев колонии строгого режима. Правда, приговор, вынесенный в декабре 2020 года, еще не вступил в силу, поскольку обжалуется защитой.

 - Я знаю, что в 2014 году Вы были признаны «Судьей года» ХМАО -Югры…

- Да, это высокая оценка моих заслуг, но хочу сказать, что в том же 2014 году «Лучшим мировым судьей» стал Александр Александрович Петров, а еще раньше «Лучшим мировым судьей» была признана Лия Геннадьевна Коржикова. А Николай Иванович Юрзин вообще единственный судья в округе, который был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.

Кроме того, в 2014 году Мегионский городской суд был удостоен диплома Совета судей ХМАО - Югры в номинации Победитель конкурса «Суд года», в 2017 году - занял 3-е место в номинации «Лучший сайт районного (городского) суда ХМАО-Югры», в 2018 году команда Мегионского городского суда заняла 2-е место в I Спартакиаде работников судебной системы и Судебного департамента ХМАО - Югры.

  Можно с уверенностью сказать, что Мегионский городской суд внёс достойный вклад в историю судебной системы ХМАО - Югры, и мы гордимся нашими достижениями!

                                                                       Беседовала Нина Купальцева



12.03.2021

 просмотров 

Возврат к списку


Пожалуйста, авторизуйтесь


Логин
Пароль