В числе первых…

В числе первых…

Емельян Михайлович Паскал всегда был в числе тех людей, кто первый прокладывает пути, по которым впоследствии идут другие. 
Он, заместитель председателя «Мегионского cоюза ветеранов Афганистана», - один из первых воинов-интернационалистов, по инициативе которых в 1985 году в Мегионе была создана эта городская общественная организация.  Да и в Афганистан Емельян Паскал тоже попал в числе первых...
...В армию его призвали в ноябре 1978 года, через два месяца после поступления в техникум. Распределили в воздушно-десантные войска. Через полгода учебки в Литве, он был зачислен в пятую роту второго батальона 357-го парашютно-десантного полка 103–й Витебской воздушно-десантной дивизии. Службу Емельян проходил в качестве инструктора вождения боевых машин десанта. В октябре 1979 года он стал старшим механиком-водителем роты, возил на своей БМД командира. 


…20 ноября 1979 года Витебская воздушно-десантная дивизия, в которой служил Емельян Паскал, была поднята по тревоге. И тут же начался срочный выгон техники, боеукладка по полной. Десантники сначала думали, что их ждут обычные дивизионные учения, но командир роты шепнул своему водителю: «Здесь что-то не то...».
Их переправили сначала в Витебск, затем - в местечко Теплый лес, где обычно проходили армейские военно-полевые сборы. Только в этот раз бытовые условия во время учений были жесткими, максимально приближены к походным.
- Через месяц, ранним утром 22 декабря, машины погрузили в боевые самолеты ИЛ-76, и мы полетели в Казахстан, - рассказывает Емельян Михайлович. - Приземлились в городе Балхаш, где располагались воинские части. А вечером нам выдали патроны и поставили   боевую задачу: 103-я Витебская воздушно-десантная дивизия отправляется в Афганистан в составе ограниченного контингента советских войск для оказания интернациональной помощи дружественному народу Демократической Республики Афганистан. 


                                      На войне как на войне
...24 декабря 1979 года 357-й полк десантировался посадочным способом на аэродром Баграм, а 25 декабря - прибыл в город Кабул.
С момента прибытия и до вывода советских войск из Афганистана Витебская ВДД была приписана к Кабулу, и 357-й полк десантников выполнял задачи по охране важных государственных объектов в этом городе, в частности, зданий штабов, министерств, радиоцентра, тюрьмы для политзаключенных, телеграфа и почты.
– Нас поставили охранять здание радиотелецентра Афганистана, которое к тому времени уже было занято нашими спецслужбами. -  вспоминает Емельян Паскал. - В этом же здании находились пленные офицеры-аминовцы, их было человек 25-27.   Мы держали их в плену восемь дней, потом передали афганским спецслужбам. 
Этот объект десантники охраняли дней двадцать и не раз подвергались нападению со стороны мятежников-моджахедов. Потом второй батальон перевели в крепость, находящуюся в центре Кабула.
– Ночью мы патрулировали город: охраняли улицы, мосты и наше посольство, -  продолжает рассказ Емельян Паскал. - На мостах боевые машины контролировали въезд и выезд, стояли с обеих сторон каждого моста, соединявшего берега   «бурной реки» Кабул, в которой зимой воды - два ведра.   Вокруг посольства боевые машины десанта были расположены так, что мы находились в поле зрения друг друга. Днём не выезжали - было опасно. 


                            Звезда не нашла Героя
День 15 февраля стал для Емельяна Михайловича особенным задолго до вывода советских войск из Афганистана.  В этот день в 1980 году он совершил подвиг, за который его представили к ордену Красной Звезды. 
А было это так. В 12 ночи 15 февраля 1980 года роту подняли по тревоге: осведомитель сообщил, что на одной из улиц афганские мятежники раздают оружие.
 - Через час, подъехав к месту, увидели, что улица забаррикадирована. Повстанцы накидали, что смогли наспех найти: ящики, коробки, машины старые, металлолом, тачки…Гора! В моей машине слева от меня сидел командир роты Игорь Шевчук, а справа  - его заместитель Александр Дудко (он был знаменит тем, что  во время прыжка спас солдата, у которого не раскрылся парашют: Дудко буквально поймал его в воздухе  – так вместе  и  приземлились. Его тогда за это наградили орденом Октябрьской Революции).  
«Пройдешь?» - спросил Емельяна ротный.   «Пройду», - ответил тот уверенно. В центр баррикады не полез, аккуратно несколько раз «проутюжил» её с краю, освободил место для прохода других БМД.  Пока Емельян расчищал дорогу, товарищи-десантники прикрывали его сзади.
С крыш четырехэтажек мятежники-моджахеды  забрасывали машины бутылками с горючей смесью. Одного из «духов» сбил старшина Вадим Хайров, оператор-наводчик: тот упал на крышу, уронив на себя бутылку с подожженным фитилем …
Перебравшись через горящие баррикады, добрались до дома, где находился указанный склад с оружием. На стук никто не ответил. Замок взламывать даже не пытались – подорвали гранатой.  Все, что нашли, - оружие и пару прятавшихся на складе людей – забрали с собой.
На обратном пути БМД Емельяна дважды поджигали. И дважды ему удалось потушить пламя, спасти экипаж и машину.
В тот же день командир батальона написал рапорт на представление его к ордену Красной Звезды. Только орден этот Емельян Михайлович так и не получил: на войне такое случается... 


                                    «80-ая ОРР»
В марте сержант Емельян Паскал был переведен старшим механиком в отдельную разведроту дивизии, куда комдив отбирал лучших из лучших. Каждому, кто служил в Афганистане, знакома аббревиатура «80-ая ОРР». Бойцы отдельной разведроты 103-й гвардейской Витебской дивизии ВДД выполняли особые задания.
- Наша разведрота подчинялась только Москве, высшему командованию, которое и ставило перед разведчиками боевые задачи. Командиром 80-й отдельной разведывательной роты 103-й воздушно-десантной дивизии был Александр Иванович Ленцов, который с 22 января 2020 года стал советником министра обороны РФ, - рассказывает Емельян Михайлович. - Он и был моим непосредственным командиром.
Разведчики - всегда в авангарде, всегда первые. Без данных, добытых ими, невозможно нормальное проведение войсковых операций - это могло обернуться большими потерями со стороны советских войск.  Зачастую разведчикам приходилось принимать бой, проходить заминированными путями, вести машину по краю скалы - и в самых опасных ситуациях Емельян Паскал старался идти первым. Пояснял товарищам: "Со мной ничего не случится - я везучий. А если и убьют - не страшно: у моей мамы еще шестеро сыновей останется. А каково матери будет единственного сына потерять?"  И это была не шутка: ему и впрямь было жаль этих мальчишек - единственных чад у родителей. Насмотрелся, как самолетами отправляли на родину «груз-200», а оттуда привозили новые и новые пустые гробы...
Помимо участия в боевых действиях, на военнослужащих 80 -й ОРР в Афганистане лежали и другие обязанности – охрана аэродрома и охрана штаба главного советника СССР в Афганистане маршала Соколова. 


                                    За отвагу...
В 1980 году маршал Сергей Леонидович Соколов возглавлял Оперативную группу Министерства обороны СССР в Афганистане. Под его руководством осуществлялось планирование и управление боевыми действиями ограниченного контингента советских войск и просоветских афганских вооруженных формирований. 
От аэродрома до расположения наших частей в провинциях, где велись боевые действия,  маршала доставлял на своей БМД Емельян Паскал.
- Мы ездили всегда тремя машинами, - рассказывает Емельян Михайлович. - Соколов и его спутники находились в моей машине, - она шла первой. В Кандагар, который находится в 500 километрах от Кабула, я возил маршала раза три. Провинция Кандагар, расположенная на границе с Пакистаном, была тогда самой "горячей точкой".          ...В одну из таких ночных поездок они сбились с дороги и по ошибке свернули не в тот в кишлак.
 - Чувствую, что не туда мы попали, потому что никаких следов техники нигде не видно, - рассказывает Емельян Михайлович. - Сказал об этом маршалу. А он своё: приборы, дескать, показывают, что мы на месте, давай вперед поезжай...И тут по нам стали стрелять. Броня у БМД крепкая, но и её можно пробить. Стреляют спереди, а наводчики у меня сзади сидят. А я развернуться не могу, негде: улочки в кишлаке узкие, моя БМД едва втиснулась между домами. Ну, Саша Купецкий, наш оператор-наводчик, как-то  изловчился, развернулся, одну точку сразу уничтожил, а вторую «погасил» осколочной гранатой из пушки... Стрельба прекратилась. Отбились. Правда, потом еще и машину пришлось "переобувать" - гусеница слетела. Но добрались до места благополучно: как оказалось, наши были в пяти километрах от того кишлака и, услышав стрельбу, поспешили на помощь, но мы сами уже справились...
2 августа 1980 года, в связи с 50-летием ВДВ, Емельян Паскал был  награжден именными золотыми часами с надписью: «За мужество и отвагу от ЦК ВЛКСМ».
А медаль "За отвагу» нашла его только через несколько лет, проделав путь из родной Молдавии, где её сначала показали Марии Дмитриевне, маме Емельяна, потом награду отправили в Луганскую область, где Паскал учился в техникуме, а в конечном итоге она нашла его в Мегионе в декабре 1983 года.    
                                    Афганское братство
В Мегион Емельян Паскал приехал в августе 1983 года по окончании Рубежанского индустриально-педагогического техникума. Устроился в дорожно-строительное управление «Мегионнефтегазгеологии», где работал сначала бульдозеристом, затем -  вальщиком леса: и снова был в числе первых, прокладывая дорогу геологам.
Первых вернувшихся с войны «афганцев» в Мегионе в то время было немного - человек семь-восемь. Они часто встречались друг с другом, вместе решали бытовые вопросы, а когда стали возвращаться из Афганистана местные ребята, то решили, что пора бы создать свою организацию. Городские власти это решение поддержали, помогли с помещением и предложили "афганцам" проводить военно-патриотическую работу с молодежью. С тех пор Емельян Михайлович - бессменный заместитель руководителей Союза ветеранов Афганистана, член Совета организации. Благодаря ему и первым руководителям организации - Сергею Филиппову и Александру Якушеву многие воины-интернационалисты в восьмидесятые годы были обеспечены квартирами.
 Основные направления деятельности организации, в которой сегодня порядка 130 человек, - это военно-патриотическое воспитание, увековечение памяти умерших и погибших, проведение тор­же­ствен­ных ме­ро­прия­тий (воз­ло­же­ние вен­ков, ор­га­ни­за­ции ми­тин­гов и встреч ве­те­ра­нов). Костяк Союза, который в этом году будет отмечать свое 35-летие, составляют его активисты, около сорока человек, и среди них в числе первых -Емельян Паскал. 


                                    Везучий человек
У Емельяна Михайловича четверо детей (два сына, Максим и Михаил, и дочери – двойняшки –Маша и Даша), которые подарили ему шестерых внуков.
- Мне очень в жизни повезло: у меня чудесная жена, хорошие дети, замечательные внуки, - говорит Емельян Михайлович. –Всегда всем говорил, что я везучий - и ведь так оно и есть!
На пенсию Емельян Михайлович вышел в этом году, сразу после того как 14 января отметил свой шестидесятилетний юбилей, и теперь с удовольствием занимается внуками, посещает все школьные и городские мероприятия, в которых они участвуют, и очень гордится их успехами.
Теперь у него стало больше времени и для общественной работы. Тем более что февраль – месяц, насыщенный памятными и праздничными датами: это и День вывода советских войск из Афганистана, и День защитника Отечества - в эти дни воины-«афганцы» проводят «уроки мужества» для молодежи, организуют встречи ветеранов. И уже сейчас воины-интернационалисты активно готовятся к основному и самому значимому для нашей страны празднику - 75-летию Великой Победы.   

Нина Купальцева,

ИА "Мегионские новости"


14.02.2020

 просмотров 

Возврат к списку


Пожалуйста, авторизуйтесь


Логин
Пароль