В канун юбилея художественного руководителя Театра музыки Ирины Павловны Стоцкой мы расспросили ее учеников о том, каким они видят своего учителя. Образ, полученный нами через призму воспитанников, получился единым, а вот его отблески – разным. Какими – расскажем цитатами самих учеников, которые все - отражения мастера.
В начале было слово,
- и это слово было – Музыка! Это первое, что мы услышали от молодого педагога, приехавшего к нам в Мегион из Новороссийска, - так почти по-библейски начинает свой рассказ Наталья Терехова, ныне концертмейстер Театра музыки, а тогда – педагог по фортепиано в музыкальной школе. – Помню, она шутила тогда, мол, приехала, как декабристка, за мужем. Причем она вполне серьезно считала, что будет заниматься только искусством, прививать любовь к высокой культуре детям, а деньги зарабатывать станет муж. И вот уже больше сорока лет мы работаем, живем, творим бок о бок с Ириной Павловной Стоцкой. Папки наших совместных программ едва умещаются у меня на двух большущих полках.
И все это время я учусь у нее этой неутомимости, живости, неуемному желанию жить и творить. С Ириной Павловной никогда не скучно. В свои годы у меня очень насыщенная и невероятно интересная жизнь: я не только сижу за фортепиано, но пою в хоре и даже играю на сцене роли. Вот такой невероятно живой, новаторский и неутомимый ее образ я могу сегодня отразить в своих словах признательности и почтения к кипучему духу, что в ней живет непрестанно.
«Другая во всем»,
- так описывает впечатления от первой встречи с будущим учителем Наталья Оснач, одна первых участниц детского хора Ирины Павловны Стоцкой. – Сразу как-то всё закрутилось и зажило совершенно по-иному. Она не только изменила то, как, где и с кем мы стоим в хоре, но кардинально поменяла сам подход к занятиям. Глядя на нее, дирижирующую нами, мы сразу захотели распрямить спинки и вытянуть шеи, как она, говорить так же красиво, изысканно и вместе с тем также просто, как она. Надо сказать, мы и до этого пели, но с ней зазвучали иначе, как-то более грандиозно, глубоко и высоко.
Глядя на нее все эти годы, я вижу не только эту инакость, если можно так сказать. Порой я отмечаю её хрупкость (шепотом – прим. редакции). При всем своем величии и неуемности, она такая ранимая, незащищенная, тонкая и будто не из этого мира.
Кем бы мы стали,
- не возьми нас тогда Ирина Павловна во вторую группу своего коллектива? – таким вопросом сейчас задаются сестры Мельниковы, артистки Театра музыки, - да, мы ходили в музыкальную школу, да, умели играть на фортепиано – может, стали бы преподавателями. Да, умели петь, впрочем, там все девочки были поющие. Но… ведь что-то такое она в нас разглядела, - переглядываются Ирина и Юлия. – Все эти годы у нас такая насыщенная жизнь: мы и поем, и танцуем, и играем разные роли. Во всем этом такой беспрестанный источник свежести и вдохновения. Мы счастливые женщины – ведь каждое утро бежим на работу с улыбкой.
Хотите красивое платье?
- так Ирина Павловна позвала нас в коллектив, - с улыбкой вспоминает Ренара Зубайдуллина. – И нашла ведь подход к нам, девчонкам того Мегиона 80-ых годов. Вы помните эту необустроенность, лужи, грязь, вагончики, деревянные здания? А у нее в кабинете – пластинки и мы слушаем знаменитостей! А потом нам купили в универмаге красивые розовые платья. Восторгу не было предела! Мы бежали на занятия и не было у нас выходных, да нам и не нужны они были.
У нас из поколения в поколение все в семье музыканты. И я с детства мечтала выступать на сцене и красиво петь. Кто она для меня? Тогда она была волшебницей, которая помогла осуществить детские мечты. Теперь наставница, которая всей своей жизнью отражает истину: нет магии, а есть та или иная степень знания. Эту мудрость я до сих пор с ней постигаю.
Она разная и она уникальна -
так, в разнобой дополняя друг друга, рассказывают о Стоцкой ее новые ученики – молодые мужчины - артисты Театра музыки.
- Это удивительно, как она умеет достучаться и найти общий язык, - разводит руками Владимир Кылосов. – А еще невероятно, как она очень тонко видит каждого и находит к нему ключик. Например, я всегда считал себя рок-музыкантом, любил петь громко и на пределе голоса. И в этом моем нерве она сумела разглядеть классический тенор! Да еще и драматический. О, конечно же, я сопротивлялся. Я же рокер! Теперь вижу, что она права и слушаю каждое наставление безоговорочно. Те грани, что она открывает во мне, это удивительно и очень трепетно. Это все про Любовь, которая где-то там (показывает наверх – прим.редакции), высоко.
- Я тоже раньше любил петь очень громко и считал, чем громче, тем лучше, - вторит коллеге тенору Матвей Игитов. – Видимо, эта моя неуемная домашняя голосистость так достала близких, что меня привели к Ирине Павловне, мол, сделайте с парнем что-то (смеется – прим.редакции). А я ведь ни нот, ни музыкальной грамоты не знаю. Потомственный нефтяник и работаю в нефтянке. Ну, какой из меня профессиональный певец? А оказалось, я лирический тенор! За несколько лет Ирина Павловна не только научила правильно петь, но прежде всего голос не рвать, а беречь. Теперь я понимаю – насколько это тонкий, но мощный инструмент, а еще и очень хрупкий. Все вместе – пение, музыка, выступления, гастроли - это какая-то совсем новая другая грань моей жизни. И это подстегивает к переменам, к желанию жить и меняться, и открывать себя еще глубже.
- Да, и я тоже много искал и пробовал себя, - продолжает разговор Владислав Торнавский, артист Театра музыки. – Сам родом из Нижневартовска, отучился там в университете, потом в нем же преподавал, выступал с разными вартовскими коллективами. И все пытался нащупать внутренний отклик, мол, да, это мое, но... Никогда не думал, что буду не просто играть на фортепиано, а еще и солировать артистом, более того – актерски играть на сцене разные роли. И вот когда заиграл, щелкнул отклик внутри – это твое! Сейчас я прихожу на работу и наслаждаюсь. Играю, пою, совершенствуюсь и все это под зорким оком Ирины Павловны. Как мы с ней занимаемся? Очень быстро! Потому что понимаем друг друга с полуслова. Знаете, это очень круто - жить играючи и быть среди «своих», расти вместе с ними.
Петь может каждый!
- так, посвятив музыке более 50-ти лет жизни, обучив сотни учеников, считает Ирина Павловна Стоцкая, заслуженный деятель культуры РФ и заслуженный работник культуры Югры.
- И я не могу считать себя учителем, - размышляет сегодня Ирина Павловна, перешагнув на днях 75-летний рубеж своей жизни. - По образованию хормейстер. По зову души и призванию, если хотите, созидатель, первооткрыватель, творец (улыбается – прим.редакции). Я и сама постоянно обучаюсь. Учусь видеть, чувствовать, находить подход.
В детстве я очень хотела стать геологом. Выросла в Новороссийске, я облазила с молоточком все окрестные горы, искала кристаллы, собрала интересную коллекцию. Наверное, этот старательский навык и тонкое природное чутье «тут порода!» - вот, что помогает. Ведь алмаз - что это? Булыжник! Пойди - различи его от остальных камней. Нужны вера, неутомимость, тонкость зрения, причем, не только глазного, но и внутреннего.
Маленький листочек с объявлением о наборе в музыкальную школу перевернул мою жизнь. Послевоенные руины, разруха и тут - музыка. Конечно же, я пошла. А потом шила себе платья из кусочков ткани, лишь бы попасть на гастроли филармонии. Слушала мамины пластинки, запоминала композиции и на слух во дворе воспроизводила арии соседям.
Когда уже профессионально занялась музыкой, поначалу как-то интуитивно знала, что голос от природы есть у каждого. Потом начала искать в этом направлении, «копать» еще глубже, узнала о методике Виктора Емельянова. Применила, увидела первые результаты. Теперь с уверенностью могу сказать - петь может каждый! Нужно только открыть этот клад в человеке. И не переставать учиться, беспрестанно работать «старательским молоточком». Ведь знаете, как точится алмаз? Только другим алмазом и больше ничем. Так, оттачивая друг друга, постоянно учась, открывая новые грани своего и партнерского таланта (считай – алмаза), мы и становимся бриллиантами…
Мария Ярина
28.10.2022
просмотров