«Северная эпопея» длиною в жизнь

«Северная эпопея» длиною в жизнь


«Хорошие золотые руки и светлая, грамотная голова - всегда в почете. Где бы человек ни находился, он найдет себе применение и заслужит уважение», - такими словами напутствовали сотрудники школы № 4 своего плотника Михаила Ивановича Сбитнева, который в этом году решил уйти на заслуженный отдых.

Двенадцать лет проработал Михаил Иванович в начальной школе – сначала дворником, потом плотником, а последние шесть лет был бессменным Дедом Морозом на утренниках в начальных классах.

И, конечно же, ни малыши, получающие подарки из его рук, ни их родители, а может даже и некоторые коллеги Михаила Ивановича, понятия не имели, что их любимый Дед Мороз тридцать лет проработал вальщиком леса в «Мегионнефтегазгеологии».

Михаил Сбитнев родился и жил в Восточном Казахстане, в городе Зыряновске. У парня от природы были способности к рисованию: по памяти мог мелом на доске очень похоже нарисовать всех молодогвардейцев из учебника истории, карандашом рисовал портреты знакомых, делал для мамы, которая вышивала в технике ришелье и гладью, увеличенные копии красивых узоров с открыток… Его мама, Мария Григорьевна, очень хотела, чтобы сын стал художником. Но учиться в студии ИЗО Михаил отказался – ему было скучно рисовать кубы и конусы. Гораздо интереснее было заниматься с художником-оформителем из кинотеатра, который обучал его азам изобразительного искусства по маминой просьбе.

После восьмилетки Михаил окончил Зыряновское профтехучилище, получил специальность мастера по ремонту сложной бытовой техники. Два года работал в комбинате бытового обслуживания, а в мае 1968 года его призвали на воинскую службу.

На службу провожали торжественно: выстроили всех призывников на городской площади. На высокой трибуне – председатель горисполкома, военком и другое начальство. Все говорят напутственные речи. И вдруг среди первых лиц города Михаил увидел свою бабушку, которая каким-то образом пробралась на трибуну, чтобы посмотреть на проводы единственного внука. Этот трогательный эпизод с бабушкой Михаил Иванович запомнил на всю жизнь.

Три года Михаил нес службу на одном из кораблей ВМФ на Дальнем Востоке. Из армии вернулся с правительственной наградой – медалью «За воинскую доблесть».  

Сразу устроился работать на шахту. Надо сказать, что город Зыряновск был построен на месте знаменитого Зыряновского рудника, где с конца 18 века добывали свинец, цинк, медь. Здесь все было подчинено добыче полезных ископаемых, их переработке и отправке на металлургические предприятия. Так что главная профессия зыряновцев – это горное дело. И дед, и отец Михаила были горняками. Неудивительно, что и он не миновал этой участи. Работал сначала электриком на шахте, потом – помощником машиниста электровоза. Но шахтером Михаил был недолго.

Любовь по имени Люба

В 1971 году на танцах в шахтерском доме культуры «Горняк» Михаил познакомился со своей будущей женой. Правда, тогда она была просто «Люба», знакомая сестры его приятеля и коллеги.

Девушка по имени Люба тоже окончила зыряновское ГПТУ, работала швеёй в ателье и каждое утро стучала каблучками под балконом Михаила, пробегая на работу. Но снова встретились они с Михаилом почти через год: на майские праздники случайно оказались в компании у общих знакомых. А две недели спустя молодые люди пошли подавать заявление в загс. И тут случился казус: когда в загсе они стали заполнять бланк, в ручке закончились чернила. Другие бы восприняли это как дурной знак, плохую примету. Только не Михаил! Сказав невесте: «Никуда не уходи, я сейчас вернусь!», он мигом сбегал в ближайший киоск за новой ручкой, и они дописали заявление. А через месяц, 16 июня 1972 года, в ДК «Горняк» состоялась торжественная регистрация их брака и свадьба, которая «пела и плясала» три дня. Так что летом следующего года супруги Сбитневы будут отмечать «золотой юбилей» - 50 лет совместной жизни!

«Никуда не уходи, я сейчас вернусь!»

Многое было в семье Михаила Ивановича и Любови Ананьевны за эти годы – и радостного, и тревожного. Но и радости, и невзгоды они переживали вместе. Почти сразу после свадьбы молодые решили, что будут жить самостоятельно, а еще лучше, если уедут куда-то далеко. Михаилу тогда уже прислали вызов из Корсаково, Сахалинской области, где ему предлагали работу электрика-сильноточника – эту специальность он приобрел за годы армейской службы. И не будь он семейным человеком – подался бы на флот. Но когда муж по полгода в море, а жена на берегу – такой семейной жизни ему не хотелось.

Поэтому выбор пал на Нижневартовск, где в то время работал зять Володя - муж сестры Михаила. И Сбитневы поехали на Север - не за деньгами, не за жильем, не за романтикой, как другие, а просто из желания перемен в жизни.

- Когда мы уезжали, в Зыряновске стояла теплая золотая осень, - вспоминает Любовь Ананьевна. – Но мама заставила меня надеть теплое пальто. А Миша был в тонкой курточке и осенних туфлях. Поэтому мы были в шоке, когда услышали слова бортпроводницы, что за бортом самолета минус 29 градусов.

Кроме того, молодых никто не встретил, и надо было что-то делать, куда-то бежать, искать родственника. И снова Любовь Ананьевна услышала от мужа эти слова: «Никуда не уходи, я сейчас вернусь!». И она одна осталась в аэропорту, среди подозрительного вида людей, которые сидели и лежали прямо на полу. Было тревожно, но она знала, что Миша обязательно что-нибудь придумает, найдет выход из ситуации.

Так, с тревоги, холода, физического и душевного дискомфорта началась их «северная эпопея» длиною в жизнь.

От Нижневартовска до Мегиона

Михаил устроился работать на пилораму в старом Вартовске и - на полставки - в комбинат бытового обслуживания. В КБО он был наладчиком швейного оборудования, а Люба – швеёй. Каждый день Михаил встречал жену после работы, и вместе они возвращались домой – в балок зятя, где не было ничего, кроме сильно чадящей печки. Кроватью всем троим служила дверь, положенная на чурбаки и застеленная телогрейками. Хорошо, что привезли с собой пару подушек и одеяло.

А через год Сбитневы собственными руками построили свой балок из бревен.  Михаил Иванович и печь сам сложил, так что грела и не дымила. Он вообще на все руки мастер – и печник, и плотник, и электрик… Ни разу в жизни Любовь Ананьевна не обращалась за помощью ни к электрикам, ни к сантехникам – все ремонтные работы по дому выполнял муж. Набор хороших инструментов – это для него всегда лучший подарок.

Долго ворочать тяжелые брёвна на пилораме Михаилу не позволило здоровье, и он нашел работу по специальности – в конторе «Рембыттехника», где нужно было чинить стиральные машины, холодильники и прочую бытовую технику.

- Мне поставили условие: примем на работу, если отремонтируешь все швейные машинки (а их там штук сто стояло!). Ну, я их отремонтировал, и зарплату в том месяце очень хорошую получил, - рассказывает Михаил Иванович.

А вскоре Михаилу предложили дополнительно поработать еще и в Мегионе, где не было мастера по ремонту бытовой техники. К тому времени у Сбитневых родилась дочь Марина, и Любовь Ананьевна сидела с малышкой дома. Деньги были не лишними, но работать на двух работах, разрываясь между Нижневартовском и Мегионом, оказалось непросто. И в один из дней Михаил повесил на дверях мастерской объявление «По всем вопросам обращаться в поссовет» и уехал из Мегиона. Но после этого в поссовет вызвали самого Михаила.

- Поселковый совет в Мегионе тогда находился на втором этаже деревянной двухэтажки за магазином «Юбилейный», - вспоминает Михаил Иванович. – Поднялся я в кабинет, а там за столом целый президиум: председатель исполкома Андрей Андреевич Симаков, депутат Максим Мефодьевич Полищук, ещё кто-то… «Будем, - говорят мне, - на 15 суток тебя за хулиганство оформлять: после твоей записки люди поссовет осаждают – работать не дают». Рассказал я, почему так поступил. Выслушали они мою историю и предложили перебраться в Мегион. Уже на следующий день дали мне машину для перевозки вещей. В Мегионе тогда только построили новый Дом быта, а в старом КБО на Советской, 16 освободились три комнатки, где раньше была фотомастерская, - вот нас туда и поселили временно.

Так, в феврале 1975 года Сбитневы переехали на жительство в Мегион. Водопровод, тёплый санузел, ванная - по сравнению с балком их временное жилье казалось верхом цивилизации хотя бы уже потому, что не надо было таскать на себе фляги с водой из реки, чтобы постирать и помыться. А еще через пару месяцев им дали квартиру в «деревяшке» на улице Львовской, 7. Правда, будущие соседи по дому встретили молодую семью «в штыки» в буквальном смысле – с топорами в руках. В то время в Мегионе были огромные очереди на квартиры, и чтобы кто-то из приезжих сразу же получил благоустроенное жилье, - этого допустить было нельзя. Не помогло даже обращение в милицию. Соседи «держали оборону» до октября месяца, и только после вмешательства судебных приставов Сбитневы въехали в свою квартиру.

В «зелёном море тайги»


А в 1977 году Михаил Иванович уволился из КБО и устроился на работу в ДСУ (дорожно-строительный участок) «Мегионнефтегазгеологии». Сначала трудился на пилораме, затем подался в дорожники, стал вальщиком леса. Дорожники в прямом смысле прокладывали путь к новым месторождениям: вместе с геологами они выполняли трассировку дорог для перетаскивания буровых станков, по компасу определяли в тайге координаты местонахождения точки для строительства буровой, делая отметки-затесы прямо на деревьях, а затем расчищали в лесу площадку для строительства… В распоряжении дорожников были вездеходы ГТ-Т (гусеничные транспортеры-тягачи), которые легко двигались по болотам, а основным рабочим инструментом для вальщиков леса служила ручная бензопила.

- Площадка под строительство буровой, дорога, «вертолётка» – это то, что мы должны были построить, - рассказывает Михаил Иванович. – «Первый след» - новые дороги по старым зимникам через болота, озера и речки - мы делали по осени. На болотах и озерах «намораживали» новые зимники. Когда они хорошо промерзали, пускали по ним бульдозер, который расчищал дорогу для машин. Через речки строили мосты. В конце декабря, как правило, зимники были готовы и по ним пускали технику с оборудованием для буровой. После нас на подготовленную площадь заходили вышкомонтажники, которые устанавливали буровую вышку, а мы шли дальше, на новое место…

Работали по вахтам – десять дней в тайге, четыре - дома. Но могли и на месяц застрять в лесу, если вертолет не прилетит. Такое тоже случалось.


Дети и внуки - радость жизни

- Я неделями и месяцами пропадал на работе, и очень благодарен своей жене за то, что она, по сути, одна смогла вырастить наших детей, - говорит Михаил Иванович.

А Любовь Ананьевна благодарна мужу за его внимание, за то, что она всегда чувствовала его поддержку и опору. Даже за тысячу километров от дома, из тайги, где не было телефона, он находил способ по рации сообщить жене, что он жив-здоров, и всё нормально. Любовь Ананьевна признается, что, когда муж уезжал на вахту, это было большим испытанием для неё, что только недавно она, наконец, перестала реагировать на звук пролетающего вертолета и смотреть в небо. Но зато и встречали Михаила Ивановича дома как победителя, вернувшегося с фронта: накрывали на стол, дочери пекли торты.

- Для нас это всегда было маленьким праздником. Мы бросались папе на шею, обнимали, целовали. В те редкие дни, когда был дома, он старался уделять нам внимание и никогда не отказывал, если нужна была его помощь: помню, как на утреннике в детском саду он исполнял роль Джинна, помогал нам рисовать стенгазеты для школы… Папа очень надежный человек! На него всегда можно положиться: если он что-то пообещал - непременно сдержит слово. Наши родители, их отношения между собой – пример для нас. Мы не можем их представить друг без друга и просто обожаем! – говорит Марина Сбитнева.

У Михаила Ивановича и Любови Ананьевны трое детей и четверо внуков. Все три дочери - Марина, Галина, Ольга и внук Никита стали педагогами и работают в мегионских школах. Внуки - Никита, Кузьма, Матвей и трёхлетняя Настенька - радость бабушки и дедушки.

Семья у Сбитневых очень дружная: все праздники, Дни рождения и другие торжества они отмечают вместе. А в следующем году таких торжественных событий намечается, как минимум, два: кроме «золотой свадьбы», у Михаила Ивановича и Любови Ананьевны ещё одна важная дата - пятьдесят лет с момента их приезда на Север.

Десятки лет добросовестного, плодотворного и нелегкого труда – таков вклад супругов Сбитневых в развитие Югры, за который они по праву удостоены почетных званий: Михаил Иванович - «Ветеран труда РФ», а Любовь Ананьевна – «Ветеран труда ХМАО».   

Нина Купальцева 


21.12.2021

 просмотров 

Возврат к списку


Пожалуйста, авторизуйтесь


Логин
Пароль