Пожарный волею судьбы

Пожарный волею судьбы


Владимиру Киргинцеву, видно, на роду было написано стать пожарным – главные вехи его жизни, так или иначе, связаны с этой профессией.

Родился он 17 апреля, в День пожарной охраны СССР. И когда после армии, в 1994 году, пришел устраиваться в пожарную часть, дата его рождения так впечатлила начальника отдела кадров, что Владимира тут же приняли на службу, несмотря на то, что набора не было. Наверное, он и по сей день – единственный пожарный в округе, родившийся в свой профессиональный праздник.

Были и другие интересные факты, предопределившие, возможно, судьбу огнеборца. В 1975 году его родители из Оренбургской области переехали в Нижневартовск. В том же году, в новогодние праздники, из-за перегрева печи сгорел балок, в котором жили Киргинцевы, и годовалого Владимира спасли пожарные, которые очень удивились, что ребенок не только не проснулся, но и дымом даже не надышался.  После этого случая родители уехали, но в 1983 г. вернулись на Север, теперь уже в Мегион. 

В школе Володя Киргинцев посещал кружок «Юные друзья пожарных»…  Даже со своей будущей женой он познакомился 30 апреля, в День пожарной охраны России. Вот такие совпадения…

                                    Прятки с огнем

«Боевое крещение» Киргинцев принял уже в свое первое дежурство. В тот день на съезде двух улиц, Нагорной и Подгорной, загорелся дом. А его хозяин был охотником и хранил дома патроны.

– И эти патроны начали взрываться: мы лежали на земле и просто головы поднять не могли, - вспоминает Владимир Петрович. -  Я тогда был в гражданской одежде – форму выдать не успели, промок насквозь: в сапогах-дутышах воды полно. Когда в часть приехали, после меня лужи оставались.  

Несмотря на это Владимир был в восторге от своей работы: в двадцать лет профессия еще привлекает своей романтикой, хочется совершать подвиги. В девяностых годах возможностей для подвигов было – хоть отбавляй. Балки, в которых жильцы пользовались самодельными обогревателями и печами, горели почти каждый день. Три пожара за сутки было обычным делом. Однажды пришлось выезжать на пожары восемь раз! Сначала балок, потом дача, потом баня, опять балок – и так без передышки до четырех утра. А в четыре утра – пожар на пилораме…

Огонь его и завораживает, и восхищает. Владимир Киргинцев воспринимает его как живой организм, который в ярости своей становится безжалостным и беспощадным, а может быть хитрым и коварным противником. С ним можно вступать в открытую схватку, а можно и в прятки играть - огонь скрываться умеет.

– Когда горело здание налоговой инспекции, мы на пожаре были ровно сутки, - рассказывает Владимир Петрович. -  Мороз – ниже 40 градусов. Здание старое, там пустоты, огонь то появляется, то убегает, а потом полыхнет в неожиданном месте. Мы буквально ловили огонь, бегали за ним: он же хитрый, его уловки надо знать…

А когда горела старая детская поликлиника, я увидел, что такое обратная тяга при пожаре. Это неописуемое зрелище. Скопившиеся газы формируются в огненный шар, стремящийся на выход из помещения. Пламя крутится от пола до потолка, ищет выход, а погасить его мы не можем: вода испаряется на лету. Пришлось упасть на пол, а пламя через тебя проходит, а потом опять возвращается, и это повторяется вновь и вновь. После того, как во время пожара лопнули стекла в здании, произошел взрыв. Выброс огня был метров на десять. В этой битве нам пришлось отступать. Едва спаслись: Олег Онищенко толкнул меня, и я вылетел со второго этажа, потом он сам прыгнул, – и рухнула крыша…

                       

Обними меня, удача…

Травм за время службы было очень много: ушибы, порезы, переломы рук и ног, ожоги такие, что варежки снимали вместе с кожей. Бывало, что и дни рождения заново справлял.

Может, он в рубашке родился, а может у рожденных в День пожарной охраны свой особенный ангел-хранитель, который оберегает от огня, кто знает… Но только за время службы Владимир столько раз находился на грани жизни и смерти, и всегда в последний момент каким-то чудом приходило спасение: однажды во время пожара на СТО не взорвался, хотя был готов к этому, баллон с кислородом – повезло, потому что взрыв кислородного баллона – это страшная вещь. В другой раз в одном из горящих гаражей пожарные обнаружили десять двухсотлитровых бочек с бензином: они уже надулись, вот-вот взорвутся! Но взрыва не произошло, потому что все бочки были полными. Будь хоть одна из них наполовину пустая, где скопился воздух, – бабахнуло бы так, что мало не показалось. Опять просто повезло?

А вот на Высоком, когда тушили пилораму, в ангаре, куда Владимир Киргинцев вошел с товарищем, взорвались пять баллонов с кислородом.

- Ангар разлетелся, как спичечный коробок. Пилорама горит, а мы лежим, оглохшие после взрыва, чувствуем только бешеную температуру вокруг, и ощущаем, как боёвки на нас начали плавиться, - вспоминает Владимир Петрович. - Мы поняли, что сейчас сгорим заживо, попрощались друг с другом, и тут наши ребята в шесть стволов нанесли пламени перекрестный удар, и мы под струями воды вышли из пекла, решив, что, видно, не судьба нам погибнуть сегодня, что еще поработаем.

Чудом он остался жив, когда тушили магазин «Мегион».

– С обратной стороны у них электрощитовая – мы этого не знали. Видим только, что дверь металлическая. Спилили её, ну я туда воду и подал, - рассказывает Владимир Киргинцев. - Очнулся в больнице: оказывается, электричеством так шарахнуло, что я на шесть с половиной метров отлетел. Говорят, когда «скорая» приехала, меня трясло как в лихорадке, думали, что не выживу. Но… Всё обошлось.


Главное – спасти людей

Между прочим, пожарные - народ суеверный, как и все люди, чьи профессии связаны с риском для жизни. Например, считается, что нельзя чистить обувь в течение суток, находясь на дежурстве, или получать во время дежурства новую форму – это значит, жди тревоги! Молодого бойца-новичка на первом пожаре принято от души поливать из пожарных рукавов, так, чтобы аж к стене струей прибило, – на удачу. Это уже традиция.

- Основное в профессии пожарного – это не безрассудный риск, а инстинкт самосохранения, - считает Владимир Киргинцев. - Спасают две вещи – страх и вода. Вода огонь убивает, а страх, чувство самосохранения, помогает выжить человеку. Перестал бояться, ты – не жилец. Нужно холодную голову иметь, трезвый расчет, когда в огонь идешь. Хотя, если честно, когда говорят, что в горящем доме остался ребенок, ты уже забываешь про собственную жизнь, и думаешь только о спасении этого ребенка... Самое страшное в нашей работе – это когда при пожаре погибают дети.

Были на его памяти такие случаи. На улице 50 лет Октября, 20 две девочки, 15 и 17 лет, погибли при пожаре. Задохнулись. Старшая лежала возле входной двери: видимо, доползла из последних сил. Пожарный Киргинцев вытащил девочку наружу, начал делать ей искусственное дыхание, умолял: «Дыши, милая!» Потом понял, что она уже была мертва.  В этом же доме со второго этажа пожарные вынесли женщину без сознания. Она в себя пришла - и в крик: «У меня восьмимесячный ребенок остался в квартире!».  Пробираясь сквозь огонь и дым, Киргинцев нашел детскую кроватку, сгреб в охапку все, что в ней было, и бегом к выходу. И тут ребенок заплакал в голос. У Владимира отлегло от сердца: живой кроха!  


                       

Пришельцы и плюшевый мишка

Но бывают и курьезные случаи.

- Однажды на Нефтяников, 2 дым валил из окна второго этажа, - рассказывает Владимир Петрович. - Металлическую дверь решили не срезать, забрались в квартиру через окно. Оказалось, на кухне, на плите забыли выключить пельмени. Хозяин спит в зале, дверь в комнату закрыта, и дым туда не попал. Я, естественно, в обмундировании и маске. Стал хозяина будить, а он спросонья принял меня за инопланетянина: оказывается, верил в пришельцев. Бухнулся в ноги, стал мне сапоги целовать, палас откинул, а там круг начерчен, знаки какие-то… Я маску снял: «Алё, Земля». Он так расстроился. Давно, говорит, ждал, что за ним инопланетяне прилетят.

В СУ-920 спасли деревянную двухэтажку, сгорела только одна квартира на втором этаже. Пришлось вылить на нее четыре «Татры» воды – это 32 тонны. Правда, долго искали маленького ребенка, который, по словам матери, остался в квартире. А оказалось, что ребенок-то взрослый, и вообще в этот момент был на дискотеке. (Никогда не забуду плюшевого мишку, которого я принял за ребенка). Потом на первый этаж спустились, проверить потолки. Представьте, что творится на первом этаже после такого количества воды! Заходим в одну из квартир, а там муж с женой празднуют: стол накрыт, салатики на столе… А с потолка не то что капает, льет! Знаете, что они сделали? Такое только у нас в России возможно: они стол отодвинули, чтобы в салаты вода не попадала, и продолжают трапезу. Ни паники, ни любопытства: а что случилось, почему вода льет с потолка. Когда мы сказали, что у соседей пожар, они собрали салатики в пакеты и в гости ушли. Потрясающе!

Случаев в его жизни было много всяких, и Киргинцев даже отправил воспоминания о своих пожарах на окружной конкурс «Я помню», где занял третье место среди сотрудников противопожарной службы. А еще Владимир Петрович увлекается спортом, и в этом году он занял первое место по настольному теннису среди своих сослуживцев. 

Награда за спасение

Самое ценное в работе пожарных – это спасение человеческой жизни.

…В ноябре 2003 года в пятиэтажном доме на улице Строителей, 3/4 пожилой мужчина облил бензином и поджег собственную четырехкомнатную квартиру на первом этаже.

- Я впервые видел, что пятиэтажка вся в дыму. И люди не могут спуститься с верхних этажей. Мы с командиром отделения Алексеем Почаниным забежали в подъезд, чтобы открыть окна на задымленных этажах. Дыма столько, что на расстоянии десяти сантиметров ничего не видно. На лестничном пролете четвертого этажа споткнулись о лежащую женщину: она пыталась выбраться на улицу, но успела спуститься только этажом ниже и потеряла сознание. Мы надели на неё одну из своих кислородных масок (спасательных масок для пострадавших тогда не было), а сами пользовались одной на двоих, дышали поочередно. Прямо там начали делать искусственное дыхание, а потом на руках вынесли пострадавшую на улицу, где у подъезда уже ждала «скорая»… 

Спустить с четвертого этажа довольно грузную женщину, когда при этом на каждом из спасателей экипировка килограммов по тридцать, – согласитесь, это настоящий подвиг! Женщина выжила, и потом приходила к пожарным с цветами, плакала, благодарила за спасение.

За этот подвиг в 2004 году в Ханты-Мансийске старшему сержанту Владимиру Киргинцеву и командиру отделения Алексею Почанину торжественно вручили заслуженную награду – серебряную медаль «За спасение погибавших». Этой высокой государственной награды за всю историю пожарной части удостоены только они двое.

За время службы Владимир Киргинцев награжден медалями «За отличие в службе» II и III степени, памятной медалью МЧС России «Маршал Василий Чуйков. За заслуги в укреплении Гражданской Обороны», юбилейными медалями - «100 лет советской пожарной охране», «360 лет пожарной охране России», «370 лет пожарной охране России».

Свои награды и парадную форму Владимир Киргинцев надевает два раза в году – 17 апреля, в День советской пожарной охраны, и 30 апреля, в День пожарной охраны России.

- У меня два профессиональных праздника, и оба мне дороги. 17 апреля мы по традиции встречаемся с ветеранами пожарной службы – это люди, у которых я когда-то учился, они уже в почтенном возрасте. А 30 апреля мы отмечаем праздник с теми, кто и сейчас несет службу – в этот день проходят официальные торжества, а затем мы с ребятами выезжаем отдохнуть на природу, - рассказывает Владимир Петрович.

В день рождения Владимиру Киргинцеву его сослуживцы дарят зажигалки: так повелось с первого года его службы, а теперь стало традицией. Одних только коллекционных зажигалок у него собралось за эти годы порядка четырехсот.  Большинство из них, конечно, – пожарной тематики: зажигалки в виде пожарного гидранта, пожарной машины СПТ, зажигалки в виде огнетушителей – их много и все разные. Даже шкатулка, где они хранятся – в виде пожарного щита, на котором миниатюрные топор, багор, ведро…


17 апреля Владимиру Киргинцеву исполнилось сорок семь, он -  пожарный первого класса, и уже 10 лет на пенсии по выслуге лет. Вышел на заслуженный отдых прапорщиком, командиром отделения, но до сих пор служит в 76-ой ПСЧ, только вольнонаемным. Говорит, жить не может без своей работы, по которой скучает даже в отпуске. И этому веришь: ведь он рожден быть пожарным…

                                                                       Нина Купальцева


08.05.2021

 просмотров 

Возврат к списку


Пожалуйста, авторизуйтесь


Логин
Пароль