Легендарное время, уникальные люди

Легендарное время, уникальные люди

Александра Алексеевича и Евдокию Николаевну Наумовых по праву можно назвать старожилами нашего города. Летом нынешнего года исполнилось 55 лет с того дня, как супруги приехали в Мегион. Казалось бы, более полувека прошло, а они помнят всё до мелочей. Наверное, нельзя забыть то, что связано с молодостью, чему отданы лучшие годы жизни. Для них это было трудное, но счастливое время — время становления характеров, бесконечной работы, мечтаний и веры в светлое будущее. Такое не забывается.

                                                     Холодное лето 65-го

…Июнь 1965 года в Мегионе выдался дождливым и холодным. В один из таких слякотных промозглых дней с палубы причалившего теплохода на берег сошли пассажиры: четверо взрослых и ребёнок.  Виктору и Ольге Наумовым было не привыкать к капризам северного климата и к виду самого посёлка – они здесь жили, а вот их родственникам – брату Виктора Александру и его беременной жене Евдокии, которые впервые ступили на мегионскую землю, и открывшийся пейзаж, и неприветливая погода внушали тоску и уныние.

  – Холод был жуткий, грязь непролазная, а мы в ботиночках, одеты по-летнему, - вспоминает те дни Евдокия Николаевна. – Потом все лето в ватных фуфайках и в сапогах ходили…

До порога щитового четырехквартирного дома на Береговой улице, где жила семья Наумовых-старших, их довез гусеничный вездеход «Газ-47» - пешком сквозь густую грязь добраться было невозможно. А уже на следующий день Александр пошел устраиваться на работу. Его, бывшего комбайнера, взяли водителем в Мегионскую нефтеразведочную экспедицию.

Жили молодые первое время у брата, а затем им дали комнату в семейном общежитии. Общежитие представляло собой барак с общим коридором, по обе стороны которого располагались комнаты и общая кухня.

- В нашей комнате была только кровать с панцирной сеткой и больше ничего: ни стола, ни стула, ни вилки, ни ложки, - вспоминает Евдокия Николаевна. –  Приехали в Мегион с одним чемоданом, который теперь был для нас и обеденным столом, и шкафом. Потом уже сосед сколотил нам табуретки и стол, а когда в 1966 году родился сын Сергей, сделал и детскую кроватку-качалку. В комнате, несмотря на отопление, было очень холодно. Чтобы перепеленать ребенка, приходилось идти к соседям. Я первое время каждый день плакала – так мне здесь не нравилось! Договорились с мужем, что подзаработаем денег и через год уедем. Потом остались еще на год, чтобы льготный отпуск получить. А когда впервые съездили в отпуск (а он у мужа три месяца), отдохнули, денег достаточно было, то уж больше и не собирались никуда…

                       

Вступая в новую жизнь…

Впрочем, и уезжать-то им было некуда. Возвращаться в целинный совхоз «Кульминский» Оренбургской области, откуда они приехали, не имело смысла: работы там и, соответственно, заработка не было. Александр Алексеевич это хорошо понимал.  Ему нужно было кормить семью, а значит, надо было привыкать к новой жизни.

Машиной, которая стала его «рабочим инструментом» (да простят мне водители такое сравнение), был знаменитый в то время ЗИЛ-157. Этот грузовик производили с 1958 года в основном для нужд армии Советского Союза. Машина действительно уникальная на тот момент: система дистанционного регулирования давления в шинах очень помогала при движении по бездорожью, в кабине была установлена печка, работающая от системы охлаждения двигателя, а весил грузовик 5.5 тонн при грузоподъемности 2500 килограммов.  Это был незаменимый помощник в условиях Севера.

– Сначала я занимался грузоперевозками: летом как раз пошли баржи с глиной, цементом, продуктами (тогда все доставляли по воде или вертолетами), –  рассказывает Александр Алексеевич. – А с 1966 года возил на месторождения бригады монтажников и буровиков.

В 1967 году Александр Наумов окончил в Тюмени курсы по специальности «машинист-цементажник» и пересел за руль ЦА-320. Этот цементировочный агрегат предназначался для нагнетания жидкостей при цементировании скважин во время бурения и капитального ремонта, а также при выполнении промывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах, поэтому работал Александр Алексеевич уже непосредственно на месторождениях–на Ватинском, Северо-Покурском, на Самотлорском, где в то время была пробурена, но ещё не испытана единственная скважина…

–  Работа была очень тяжёлая! – говорит он. – Особенно тяжко приходилось зимой. Валенки промокали насквозь, мокрые портянки примерзали к пяткам. А сушиться было некогда: только на одной буровой управишься, вторая на подходе. По машинам – и вперед. Приедешь – и снова за работу. Хорошо, если в промежутках удавалось вздремнуть, а то и без сна приходилось работать…

– Он на буровых неделями пропадал. Приезжал чумазый до черноты, только зубы белели, – рассказывает Евдокия Николаевна. – Я всегда за него очень сильно переживала: в дороге, да и на буровой всякое могло случиться…

Всякое и случалось. До сих пор Александр Алексеевич не может забыть страшную аварию на Варьёганском месторождении в начале семидесятых: он был не только её очевидцем, но и принимал непосредственное участие в ликвидации последствий пожара.

                                  

Разбушевавшиеся недра

…Полевые работы по поиску нефти и газа на Варьегане было поручено вести Мегионской НГРЭ.   В 1967 году поисковая скважина №1П Варьеганского месторождения вскрыла газоносный пласт, а в 1968 году на скважине №2Р был получен первый фонтан нефти. Те, кто был тогда на буровой, вспоминали, что после установки стальной задвижки нефть заревела с такой силой, что люди в страхе отшатнулись. Но это был уже рев укрощенного зверя. Силу неукрощенной стихии люди почувствовали во время бурения скважины №6, когда струя газа, вырвавшегося наружу под давлением, была настолько мощной, что буровая вышка рухнула на землю. Одной искры при ударе металла о металл было достаточно, чтобы газ взорвался, и в небо взметнулся столб огня, который было видно и за сто километров. Это произошло в конце августа 1972 года.

  – В том году у нас родилась дочь Людмила, и меня старались не отправлять далеко и надолго, разве что в экстренных случаях, –  рассказывает Александр Алексеевич. – А в тот день срочно вызвали на работу. На месте пожара уже работали бригады Тюменской противовыбросной пожарной охраны, которые с двух сторон сбивали специальными «тушилками» пламя, после чего мы должны были поставить превентор на устье скважины, чтобы её загерметизировать.  Но первая попытка оказалась неудачной. Когда оставалось совсем немного, уже и газ пошел в отверстие превентора, уже был виден фланец скважины, казалось, ещё чуть-чуть… Но от давления снова, как молния, вспыхнула искра и произошел новый взрыв…Это было страшно! Загорелась вся площадь. Трактор, кран – всё в огне. Мы, выполняя команду пожарных, сидели в машинах и, наверное, только благодаря этому, никто не пострадал, потому что земля в буквальном смысле горела под ногами…

Только дня через два-три, когда завезли технику и оборудование взамен сгоревших, приступили к новой попытке обуздать разбушевавшуюся скважину. А чтобы полностью ликвидировать последствия аварии, потребовались месяцы: Александр Алексеевич вернулся домой только в начале ноября.

                                   Строптивая «тележка»

На ЦА-320 Александр Наумов отработал семь лет, затем еще три года – на тракторе К-700. На «Кировце» он возил негабаритные грузы, в том числе новые буровые станки для нефтеразведочной экспедиции: их сначала доставляли в Сургут по железной дороге, а оттуда тракторами и «ураганами»– до места назначения. Работа тоже, по словам Александра Алексеевича, «выматывала на нет». Однажды ему пришлось доставлять из Тюмени новую «тележку» «Восток» - тракторный прицеп, предназначавшийся для перевозки тяжелых грузов. Ну, а чтобы не ехать порожняком, на этот не испытанный еще прицеп погрузили ГТТ - гусеничный транспортер-тягач, который весил порядка 8 тонн.

– Это чуть не стоило мне жизни, –  рассказывает Александр Алексеевич. – Дело было зимой. По ровной дороге ехать еще ничего, а когда на пути возник крутой спуск, и я начал потихоньку притормаживать, моя «тележка», на которой стоял тягач, вдруг перестала подчиняться (у неё на морозе тормоза отказали) и стукнула меня. При ударе трактор развернуло к прицепу на 90 градусов – это и спасло, а иначе бы и костей не собрать. Ну, конечно, мои товарищи, кто следом ехал, подбежали, помогли: прогрели «тележку», дальше поехали. Этот путь из Тюмени в тысячу километров, наверное, был самый тяжелый в моей жизни – так сильно я намучился тогда…

Конечно, не раз бывали и другие опасные моменты в его работе, но он старался не рассказывать жене о таких случаях, чтобы не волновать её. Жена и дети были его «островком» спокойной жизни, надежным тылом, и он не хотел их тревожить. 

Евдокия Николаевна тоже работала: сначала техничкой в общежитии, потом –  почтальоном, а затем устроилась на склад ГСМ эксплуатационно-комплектовочной базы геологии - заправляла автотранспорт и вертолеты. 

               

Достойный пример для молодых

В 2001 году Евдокии Николаевне Наумовой было присвоено звание «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа», а в 2015 году она награждена юбилейной медалью «70 лет Великой Победы».

Александр Алексеевич на пенсию ушел по «горячей сетке»: отработал даже больше, чем положено.  За долголетнюю добросовестную работу он неоднократно награждался Почетными грамотами, получал благодарности, ценные подарки и денежные премии. В 1970 году был отмечен юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». В 1973 году имя Александра Наумова было занесено на Доску Почёта Мегионской нефтеразведочной экспедиции, а в 1988 году ему было присвоено звание «Ветеран труда».

Сегодня супруги Наумовы оба на пенсии. У них есть все, что нужно для жизни: благоустроенная квартира, дача, где они вместе проводят время, машина. Взрослые дети живут своей жизнью и навещают родителей.

В следующем году Александр Алексеевич и Евдокия Николаевна отметят 60-летие совместной жизни – «бриллиантовую свадьбу». Секрет их семейного долголетия прост: взаимопонимание, уважительное отношение, умение прощать и не держать зла на близкого человека. Жизнь и труд этих замечательных людей –  достойный пример для молодых поколений.

                                                                                  Нина Купальцева


15.12.2020

 просмотров 

Возврат к списку


Пожалуйста, авторизуйтесь


Логин
Пароль