Команда добрых услуг

Команда добрых услуг

40 лет назад, 23 марта, в Мегионе был организован отдел социального обеспечения. За четыре десятилетия он неоднократно преобразовывался, структура совершенствовалась, и отдел «перерос» в чётко функционирующую систему соцзащиты. При этом главная задача соцработников всегда оставалась неизменной – оказание помощи горожанам, которые в ней нуждаются.

О том, что собой представляет система защиты населения сегодня, какие вопросы решают её сотрудники, – наш разговор с начальником Управления социальной защиты населения по городу Мегиону Татьяной Масленниковой.

– Татьяна Александровна, расскажите, пожалуйста, что сегодня представляет собой система защиты населения Мегиона.

– В своё время в структуру соцзащиты входили: пенсионный фонд, Бюро медико-социальной экспертизы, отдел опеки и попечительства, «Хоспис» и другие учреждения. За 40 лет одни – отсоединились, другие – ликвидировались. С 2006 года Управление соцзащиты перешло в подведомственность округа. Структура оптимизирована, функционал возрос. Сегодня система социальной защиты Мегиона состоит из нескольких взаимосвязанных элементов. Первый –Управление социальной защиты населения по городу Мегиону – территориальное подразделение Депсоцразвития Югры. Оно обеспечивает реализацию государственной социальной политики в городе, предоставление федеральных и региональных мер поддержки, организацию соцобслуживания, координацию деятельности негосударственных поставщиков соцуслуг. Второй – крупнейший поставщик услуг, курируемый Управлением - «Мегионский комплексный центр социального обслуживания населения». Третий важный элемент системы – филиал «Центра социальных выплат Югры».

В систему соцзащиты города Мегиона также входят 11 негосударственных организаций соцобслуживания. К ней можно отнести и управление опеки и попечительства, поскольку на окружном уровне его деятельность курирует Департамент социального развития Югры.

– Сколько горожан получают социальную поддержку?

– Социальная поддержка горожан осуществляется по двум основным направлениям: выплаты и услуги. В 2020 году филиалом «Центра социальных выплат Югры» предоставлены пособия и выплаты более 14,8 тыс. горожанам на общую сумму 815,6 млн рублей (91 мера поддержки).

Что касается оказания социальных услуг, то в 2020 году ими воспользовались 5400 человек. Услуги 4957-и из них предоставлены «Мегионским комплексным центром социального обслуживания населения». Категории получателей: пожилые, инвалиды, семьи с детьми-инвалидами, замещающие семьи, малообеспеченные семьи, женщины, оказавшиеся в кризисной ситуации, лица без определённого места жительства и др.

– Какая категория получателей мер соцподдержки самая многочисленная?

– Семьи с детьми. Им предоставляются порядка 30 мер поддержки: пособия по рождению и уходу за ребёнком, помощь многодетным семьям, единовременные выплаты при подготовке ребёнка в школу и т.п. Кстати, количество многодетных семей с каждым годом увеличивается. Сейчас в Мегионе их более тысячи. Каждой из них оказывается комплекс мер поддержки: ежемесячные пособия, компенсация расходов за комуслуги и проезд, выплата на третьего и последующих детей (ежемесячно – более 16 тыс. рублей). Если семья малообеспеченная, то на неё дополнительно рассчитывается государственная социальная помощь.

– А самая малочисленная категория, наверняка, бомжи?

– В Мегионе 10-12 лиц «без определенного места жительства». В основном, им оказывается срочная социальная помощь. Мы помогаем бомжам установить по суду регистрацию, оплатить пошлину за получение паспорта, ежемесячно предоставляем продуктовый набор, ежеквартально – предметы первой необходимости. В Высоком есть отделение для людей, находящихся в кризисной ситуации. Негосударственный поставщик соцуслуг предоставляет ночлег и питание. Если у бомжей есть желание вернуться к нормальной жизни, направляем их в профильные учреждения Югры. Там можно жить в интернатных условиях, восстановить документы, подлечиться.

– Обращаются ли за помощью в Управление люди, у которых ранее всё было благополучно, но по каким-то причинам они оказались в трудной жизненной ситуации? Если да, то какую поддержку они получают?

– Закон об основах социального обслуживания, принятый в 2015 году, направлен на поддержку людей, у которых по разным причинам обстоятельства сложились так, что самостоятельно справиться сложно. В основном это пожилые, инвалиды, дети в социально опасном положении, малоимущие семьи и горожане, оказавшиеся в экстремальной жизненной ситуации: пострадавшие вследствие пожаров, наводнений и т.д. Кому-то из них нужен совет, кому-то – консультация, кому-то – материальная поддержка.

Наши специалисты - профессионалы. Обладая высоким уровнем компетенции, они применяют к каждому человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, индивидуальный подход. К примеру, пострадавшим от пожара оказывают психологическую помощь, консультируют по вопросам получения материальной поддержки (до 40 тыс. руб.), в случае необходимости – предоставляют место для временного проживания в соццентре.

Тем, кто хочет «встать на ноги», переобучиться, открыть свое дело, выделяется единовременная помощь. В этом году размер поддержки для выхода семьи на самообеспечение увеличится с 50 до 250 тысяч рублей. Условие для её получения – проживание в Югре не менее 10 лет.

Помогаем и нуждающимся в ремонте жилья, и лицам без определённого места жительства при отправлении к месту постоянного проживания, и другим людям, оказавшимся в трудной ситуации. Бывают и казусные случаи. К примеру, один из жителей балка, которому предоставили жилье, так обрадовался, что его праздник плавно перешёл в «запой». Нам пришлось с помощью медиков приводить новосёла в чувство, чтобы он наконец-то перебрался в новую квартиру.

– Раньше в систему социальной защиты входила служба, оказывающая помощь женщинам, страдающим от домашнего насилия. Предоставляются ли подобные услуги сейчас?

– Раньше кризисное отделение для женщин было в структуре «Мегионского комплексного центра социального обслуживания населения». К нему обращались горожанки, попавшие в трудную жизненную ситуацию (отсутствие жилья, предразводное состояние, внутрисемейные конфликты и т.п.). С 2018 года объект (здание по ул. Строителей в Высоком), в котором оказывались эти услуги, передан негосударственному сектору, а с июня 2020 года он находится в аренде Благотворительного Фонда адресной помощи «Путь Милосердия». В прошлом году за помощью в Фонд обратились 6 женщин. Учреждение работает круглосуточно. Телефон: 8-982-53-71-775.

– Здание по улице Дружбы, 6а, где размещался реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями, находится на реконструкции. Как сейчас оказываются эти услуги?

– В связи с реконструкцией здания отделение несколько раз меняло «место прописки» (в Высоком, в «Жемчужинке», по ул. Свободы, 2). В декабре 2020 года за счет средств регионального бюджета приобретено недвижимое имущество, расположенное по проспекту Победы, дом 9/3 (бывший детский сад «Планета»). Помещение общей площадью 349 кв.м. передано в оперативное управление «Мегионскому комплексному центру социального обслуживания населения» для размещения отделения социальной реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями. На следующей неделе планируется его торжественное открытие. А реконструкцию здания по улице Дружбы, 6а планируется завершить в 2023 году.

В Мегионе проживает более 1000 детей, имеющих статусы: ребёнок-инвалид, с ограниченными возможностями здоровья, нуждающийся в ранней помощи. Для их реабилитации, кроме комплексного центра, в городе действуют 3 негосударственных поставщика социальных услуг.

– Негосударственный сектор социального обслуживания динамично развивается. Какие услуги предоставляют поставщики и как взаимодействуют с Управлением? 

– В Мегионе 11 поставщиков, которые предоставляют все формы соцобслуживания –  стационарная, полустационарная и помощь на дому. Они оказывают услуги: уход за пожилыми и инвалидами; организацию дневного пребывания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации; социальное такси и другие. Судя по отзывам «подопечных», поставщики отлично справляются со своими задачами. А мы предоставляем им всестороннюю поддержку: методическую, имущественную и финансовую. Бесплатно обучаем работников в ресурсном центре Сургута, передали им в пользование 6 помещений, машину соцтакси, оборудование для пищеблока, мебель и т.д. В 2020 году объём средств, реализованный на поддержку негосударственных организаций в Мегионе, – более 18 млн рублей. Это составляет свыше 15% от общего объёма финансирования отрасли и является одним из значимых показателей развития негосударственного сектора, определённых Президентом России и губернатором округа.

Практика развития негосударственного сектора социального обслуживания Югры на протяжении последних 3-х лет признается лучшей в России, а Мегион по данному направлению занимает верхнюю строчку в рейтинге муниципалитетов округа.

– Цифровизация активно внедряется в разные сферы нашей жизни. Как это отражается на системе социальной защиты населения?

– Год назад начато внедрение модернизированного программного обеспечения «Автоматизированная система обработки информации», объединившего регистры получателей мер социальной поддержки и услуг. Это позволило повысить оперативность получения и достоверность информации, увеличить производительность труда работников, перевести часть процессов на безбумажное делопроизводство, организовать эффективный обмен данными между органами соцзащиты и сторонними организациями (ЖКХ, Пенсионным фондом, налоговой инспекцией, банками, почтовыми отделениями и т.д.).

В период пандемии возникла насущная потребность в активизации цифровых технологий для реализации мер социальной поддержки населения. С октября 2020 года Филиал выплат перешёл на промышленную эксплуатацию версии ГИС «АСОИ». Это способствовало созданию единой системы информирования населения. Для получения ответа на интересующий вопрос достаточно звонка в Контакт-Центр, по бесплатному номеру 8-800-3014443. Программа также позволила централизовать выплаты, максимально отказаться от бумажных документов.

Система социальной защиты продолжает следовать курсом цифровой трансформации, направленной на повышение доступности, оперативности и качества услуг.

– Какие дополнительные меры социальной поддержки и кому предоставляются в связи с пандемией?

– В связи с эпидемиологической обстановкой, вызванной распространением COVID-19, государственная поддержка югорчан оказывается в большем объёме. В 2020 году дополнительно к существующим мерам социальной поддержки осуществлены единовременные выплаты семьям с детьми, малоимущим гражданам, беременным женщинам, неработающим пенсионерам, выпускникам общеобразовательных школ. Общая сумма дополнительных выплат мегионцам за год составила почти 60 млн рублей. К примеру, единовременной выплатой из средств Югорского семейного капитала в размере 35 тыс. руб. воспользовались 348 семей, на общую сумму свыше 11,6 млн руб. По 5 тыс. рублей получил каждый из 320-и выпускников, прошедших в 2020 году государственную итоговую аттестацию по программам среднего общего образования. Единовременная денежная выплата предоставлена более 10 тысячам неработающих пенсионеров, на общую сумму, превышающую 31 млн руб.

В период распространения коронавирусной инфекции возросло число обращений получателей социальных услуг. Специалистами комплексного центра составлена программа по реабилитации мегионцев, перенесших COVID-19. С ноября 2020 года горожанам старше 60 лет предоставляются такие услуги, как массаж, занятия ЛФК, дыхательная гимнастика, занятия с психологом.

– Специалисты Управления не единожды становились призёрами и победителями региональных и всероссийских конкурсов. Что этому способствует?

– Действительно, работники социальной защиты Мегиона не раз поднимались на пьедестал почёта. Только в 2020 году «Мегионский комплексный центр социального обслуживания населения» завоевал 4 награды федерального уровня. Учреждению присвоен знак качества в рамках Национальной программы «Лучшее – детям», Центр стал лауреатом премии «Российские организации, дружественные к детям», программа «Мир особенных детей» победила во Всероссийском конкурсе лучших управленческих практик в рамках Десятилетия детства, работник учреждения заняла 1-е место в конкурсе «Святость материнства». Управление социальной защиты населения по городу Мегиону признано лучшим в округе за 2019 год, а по итогам 2020-го отмечено за лучшую организацию работы с негосударственными поставщиками социальных услуг.

Считаю, что все наши победы возможны благодаря команде, которая замотивирована на общее доброе дело, уважение к людям и понимание значимости своей работы. Как подтверждение самоотверженности, ответственности сотрудников соцзащиты и их готовности прийти на помощь людям, приведу пару примеров. В период, когда из-за вспышки инфекции дом по ул. Заречной, 15 закрыли на самоизоляцию, специалисты нашего комплексного центра обеспечивали жильцам круглосуточную поддержку: психологически успокаивали, в магазин за продуктами и в аптеку за лекарствами ходили, содействовали в получении материальной помощи самым нуждающимся. Кроме того, они взяли «под опеку» пожилых одиноких горожан (более 3000 человек). Каждый день звонили им, вели дневники здоровья. Также интенсивно работали и сотрудники филиала «Центра социальных выплат». В связи с пандемией меры поддержки горожанам добавились. До позднего вечера, иногда без выходных, специалисты центра трудились, чтобы каждый человек, нуждающийся в поддержке, её получил.

Горожане часто говорят работникам соцзащиты «спасибо». Я тоже очень благодарна им за труд на благо общества.

– Ваши пожелания сотрудникам системы социальной защиты населения Мегиона.

– 40-летие соцзащиты мы встречаем достойно, находясь на высоком уровне предоставления услуг горожанам. Так держать! Творчества и инициативы! Крепкого здоровья! Благополучия вам и вашим семьям!


                                                                                                                         Беседовала Ирина Бойко
23.03.2021

 просмотров 

Возврат к списку


Пожалуйста, авторизуйтесь


Логин
Пароль