Анатолий Громов: о жизни и настоящих мужчинах

Анатолий Громов: о жизни и настоящих мужчинах

23 февраля Почётный житель Мегиона Анатолий Громов отметит двойной праздник: День защитника Отечества и свой 71-й День рождения. Выросший в семье кадрового офицера, отслуживший в армии, он избрал делом жизни пусть и не военную карьеру, но работу, не менее значимую для страны. Анатолий Константинович стал геологом. Благодаря открытым и освоенным его бригадой месторождениям, укреплялся энергетический потенциал не только региона, но в России. Команда вышкомонтажников Мегионской нефтеразведочной экспедиции (МНРЭ), работавшая под руководством Громова, участвовала в открытии и освоении Аганского, Варьеганского, Еркальского, Ледяного, Самотлорского, Черногорского, Тагринского месторождений нефти.

Анатолий Константинович посвятил геологии четверть века. Его бригада была лучшей в Главтюменьгеологии, первой в Мегионском объединении перешла на работу по бригадному подряду с высокой производительностью труда, монтировала первую укрупненную вышкомонтажную буровую главка. Фамилия Громов не единожды звучала с определением «лучший»: лучший по профессии, лучший бригадир Мингео СССР, отличник разведки недр. Труд Анатолия Константиновича оценён десятками наград. Среди них - звание Лауреата Государственной премии СССР, бронзовая медаль ВДНХ, медаль «За заслуги в разведке недр», значок «Отличник разведки недр и развития нефтегазового Комплекса Западной Сибири».

Даже на заслуженном отдыхе Анатолий Громов остаётся верным геологическому братству. В людях больше всего он ценит искренность, преданность, честность и трудолюбие. Считает, что настоящий мужчина должен не только «построить дом, посадить дерево и вырастить сына», но и быть надёжным другом, мужем, отцом и защитником.

Наш разговор с ветераном геологии, Почётным жителем Мегиона Анатолием Громовым в канун его Дня рождения.

– Вы воспитывались в семье, где отец был кадровым военным. Наверняка он хотел, чтобы и Вы поступили в суворовское училище. Почему в итоге не сложилось?

– Да, разговоры о суворовском училище были. Но от тяжелой болезни отец рано ушел из жизни. Мне в то время было тринадцать лет. Нужно было помогать матери. По окончанию учёбы в школе я выбрал рабочую специальность. Стал токарем Уральского завода химического машиностроения. Трудился там два года, до армии.

– Где и в каких войсках Вы служили?

– Службу проходил в химвойсках. На Урале.

– Как Вы попали в геологоразведку?

– Моё знакомство с геологией получилось случайно. В 1970 году после службы в армии, вместе с двумя друзьями решил отправиться на работу по комсомольской путевке. Ехали строить Сургутскую ГРЭС. Добрались до Тюмени. Решили осмотреть город. По пути увидели здание «Главтюменьгеологии». Около него – парень, на перекур вышел. Остановились. Завязался разговор. И так интересно он о романтике профессии рассказывал, что у нас «глаза загорелись». «Что, нравится? – спросил новый знакомый. – А вы зайдите в главк, там наш начальник, Салманов. Поговорите». Так и сделали. Пообщались с начальником. От него – в отдел кадров. «Куда вас?» – поинтересовалась кадровичка. «Давайте на самый крайний Север», – с энтузиазмом ответили мы. «Ну, тогда вам – в Карскую экспедицию. Ждите. Прилетит начальник, заберёт вас». Но… он всё не прилетал. Наш энтузиазм потихоньку улетучивался, как и деньги в карманах. Мы – снова в отдел кадров. «Сейчас здесь есть начальник Мегионской экспедиции, Каталкин. Может к нему?» – спросили у нас.  Почему бы и нет?! Заявления нам тут же подписали. И мы полетели в Мегион. Начали работать вышкомонтажниками.

– Бригада, которой Вы руководили, была лучшей в Главтюменьгеологии, первой в Мегионском объединении перешла на работу по бригадному подряду с высокой производительностью труда. Благодаря чему?

– Меня в 23 года назначили бригадиром. В подчинении – 16 человек. Почти все примерно того же возраста, что и я. Все «борзые», активные. Здоровье – отменное. Энтузиазм зашкаливал. Казалось, что нет невыполнимых задач. Ни мороз, ни болото, ни мошкара не могли помешать нам, если мы что-то задумали. Производительность была высочайшей. Монтировали по одной буровой на человека в год (!). Я работал с замечательными людьми, в которых был уверен, как в себе. Некоторых из них уже с нами нет... С остальными общаемся и сейчас. Валерий Павлович Захаров, Борис Иванович Урюпин, Николай Сергеевич Кузенков, Евгений Владимирович Балтин, Курт Брунович Бах… Я в шутку называю их «семидесятниками». Честные, справедливые, верные, добрые… Одним словом, настоящие!


– Среди десятков Ваших наград есть особенная – Лауреат Государственной премии СССР. Это была наиболее значимая награда во времена Советского Союза. За что её вручили? Как это происходило?

– Государственная премия СССР вручалась за выдающиеся достижения в труде. Церемония проходила в 1983 году в Кремле, в Свердловском зале (ныне – Екатерининском). Я был самым молодым лауреатом. Даже корреспонденты газет спрашивали, как я оказался среди людей с многолетним опытом. В ответ я лишь отшучивался. Ведь дело не в возрасте, а в желании работать для своей страны и в коллективе, с которым тебе всё по плечу.


– В этом году мегионской нефти 60 лет. Пусть Вы не стояли у буровой на Баграсе, но внесли весомый вклад в нефтеразведку. Участвовали в открытии и освоении нескольких месторождений. Какое из них запомнилось больше всего?

– Мегионская нефтеразведочная экспедиция несколько лет проводила сначала разведку, а затем оконтуривание Самотлорского месторождения. Сложно было, поскольку вышки приходилось ставить на болоте. Это требовало немало сил и времени. Но мы справились. Наша бригада работала на Самотлоре до 1975 года. Потом были Аганское, Варьеганское, Тагринское, Еркальское, Ледяное, Черногорское месторождения нефти. Каждое имело свои особенности. Но больше всего мне запомнилось Тагринское (около 200 км на восток от Когалыма). Мы туда с Варьегана первый станок затащили. Вскоре после его установки началось бурение. То есть, всё, как всегда. Но была у Тагринского месторождения одна особенность, не связанная с производственными задачами. Необычной красоты природа: карликовые сосны и песок. Такие пейзажи, хоть картину пиши.

– Вы организовали и длительное время возглавляли Фонд ветеранов геологии Нижневартовского региона. Для чего?

– Фонд мы создали в 2000 году при содействии тогдашнего главы Нижневартовского района, а сейчас – председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Бориса Хохрякова. Он руководил экспедицией в начале 80-х годов. В родной МНРЭ Борис Сергеевич прошел трудовой путь от помощника бурильщика до главного инженера «Мегионнефтегаз-геологии». Он отлично знал людей, с которыми работал, и то, какой потенциал у них остался после выхода на заслуженный отдых. Чтобы помочь пенсионерам реализовать себя и дальше, обеспечивать доход своих семей, и был организован Фонд. Мы заключали договора с предприятиями, выполняли работы по благоустройству, ремонту и т.д. Не так давно мы прекратили деятельность, здоровье не позволяет.

– Но вы не прекратили общаться и поддерживать друг друга. «Гараж Громова» – место встреч, знакомое всем мегионским ветеранам геологоразведки.

– Людям надо встречаться, общаться, поддерживать друг друга. Тем более, если их объединяет общее прошлое. Поэтому я переоборудовал гараж под место для встреч. Его стены украшены вымпелами, переходящими знаменами, почетными грамотами, геологическими картами, вырезками из газет с публикациями о Мегионской экспедиции, старыми фотографиями… Сейчас, во время пандемии, мы не встречаемся. А при нормальном ритме жизни собираемся, разговариваем, играем в бильярд, пьем чай. Кстати, к нам и молодежь заходит. Много беседуем. Мой вывод из общения с ними: нужно поднимать престиж рабочих профессий.

– Говорят, что настоящий мужчина должен в своей жизни сделать три вещи: построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Удалось ли Вам «выполнить план»? И каким, по-Вашему, должен быть настоящий мужчина?

– Думаю, что «план» выполнил: жить есть где, пихту под окном посадил, воспитал двух дочерей. А вместо сына – внук. Назвали его в честь моего друга, первого главы города Мегиона Егора Горбатова, начинавшего свой трудовой путь в нашей бригаде… Что касается моего мнения о «настоящем мужчине», то считаю: он должен быть надежным, трудолюбивым, достойно содержать свою семью и приносить пользу своей стране.

                                                                                                                             Беседовала Ирина БОЙКО 



26.02.2021

 просмотров 

Возврат к списку


Пожалуйста, авторизуйтесь


Логин
Пароль