Как закалялся характер

Как закалялся характер


1958 год. Огромное колосящееся поле овса, 70 гектаров. Словно корабль «плывёт» по нему одинокий комбайн. За штурвалом – пятнадцатилетний «капитан» Михаил Астафьев. Это его первый сбор урожая, и надо успеть до дождей, чтобы зерно не пропало, а то вдруг опять голод будет? Росший во время войны, он-то уж знает, что это такое… Подросток справился. Без сна и отдыха сам убрал огромное поле. За это руководство колхоза вручило ему Почетную грамоту. Это была первая из множественных наград Михаила Александровича за труд.

Сейчас такую масштабную работу, которую подросток проделал по сбору урожая, назвали бы трудовым подвигом. Сам же Михаил Александрович рассказывает об этом «без лишних сантиментов». Он уверен, что настоящий мужчина должен справляться с любыми задачами. Строгий, привыкший по жизни «называть вещи своими именами», Михаил Астафьев, на первый взгляд, производит впечатление этакой «мощной нерушимой глыбы». И только отношение к своим близким и друзьям выдаёт сердечную теплоту и обострённую чувствительность этого сильного, искреннего человека…

То, что мужчины не плачут, Михаил решил для себя с раннего детства. Родился он в 1942 году в селе Ольговка Яйского района Кемеровской области. В семье Астафьевых было четверо детей. Жили бедно, родители работали в колхозе. Отец был бригадиром тракторной бригады. В 1942 году его призвали на фронт, танкистом. А через два года Астафьевым пришло извещение «пропал без вести». Своего младшенького, Мишу, он так и не увидел.

– Когда пришла похоронка, горе было страшное, – рассказывает Михаил Александрович. – Мама осталась одна с четырьмя детьми, мал мала меньше. Моей старшей сестре было семь лет, мне – два. Один из братьев был инвалидом. Есть было нечего. Правда, колхоз помогал – выдавали булку хлеба в день. Мама работала, не покладая рук, как и большинство женщин. Мужчин в селе было мало: несколько человек, у которых была «бронь», да ещё парочка зажиточных, нашедших способ остаться в тылу. Кстати, богатые ни с кем едой не делились. Из сотен тех, кто уходил на фронт, в наше село в 800 дворов вернулись только трое. Они были настоящими мужиками, с которых нам, мальчишкам, хотелось брать пример.

После окончания войны, жизнь в Ольговке стала потихоньку возрождаться. Когда появилось зерно и заработала мельница, Астафьевы стали сами хлеб печь. Обзавелись хозяйством: держали курей и поросенка. Михаил окончил четыре класса в сельской школе, после чего продолжил учёбу в Яе. Каждый день вместе с друзьями они преодолевали по 12 километров. Обычно ходили пешком, лишь иногда попутчики подвозили ребят на подводе. Зимой добирались в школу на лыжах.

Понимая, что своим близким надо помогать, подросток работал в колхозе. В пятнадцать лет он уже стал комбайнёром, а в шестнадцать – поступил в училище механизации сельского хозяйства в Анжеро-Судженске. Через год, в 1960-м, он вернулся в свой колхоз трактористом широкого профиля. Работал там до армии.

Отслужив три с половиной года в ракетных войсках в Благовещенске, Михаил Астафьев приехал домой, и снова приступил к работе. Но молодому, энергичному парню хотелось большего. В 1965 году он отправляется в Междуреченск. Трудоустраивается бульдозеристом на угольный разрез. Перемены происходят не только в работе, но и в личной жизни Михаила. Он знакомится с очаровательной девушкой Людмилой. Женится.

– День, когда я встретил Людмилу, один из самых счастливых в моей жизни. Произошло это в театре. Там моя тётя кассиром работала. Достала билет на премьеру. У нас с Людой оказались соседние места. Присел рядом с ней и понял: это навсегда, – с теплотой делится Михаил Александрович. – Людмила – замечательная жена, добрая, умная, красивая. Вместе с ней и двумя детками мы решили уехать в Мегион (уж очень интересно о нём рассказывал приехавший в гости одноклассник). Бросили в Яе свой домик, хозяйство, работу и отправились в далекий северный посёлок.

Так в 1972 году в семье Астафьевых начался новый этап жизни. Сначала жили на квартире у знакомых, потом получили комнату в малосемейном общежитии (на его месте сейчас находится школа №9). Людмила Георгиевна работала в комбинате бытового обслуживания швеёй, бригадиром по пошиву верхней одежды. Михаил Александрович начинал трудовую деятельность экскаваторщиком в «Управлении механизации №9» треста «Самотлортрубопроводстрой».

– Мы строили трассу Мегион-Аган. Проложили 60 км трубопровода в кратчайшие сроки. Помню, как благодарили нас за трудовые достижения, вручали грамоты, медали, – рассказывает Михаил Александрович. – Заработки были хорошие. До сих пор не забуду, как принёс зарплату – 2 тысячи рублей. По сравнению с получаемыми на «большой земле», это были огромные деньги. Отдаю Людмиле, а она посмотрела на меня пристально и спрашивает строго: «Где взял?!». «Заработал», – гордо сказал я… Деньги были. За три месяца можно было на машину скопить. Только машин не было. Дефицит…

После УМ-9 Михаил Астафьев длительное время трудился в СУ-920. Позже – в Хохряковском ССУ, в строительном управлении «Мегионнефтегазгеологии», в Мегионском УТТ-1. За добросовестный труд в 1980 году его имя занесёно в Книгу Почёта СУ-920. Михаил Астафьев неоднократно награждался Почётными грамотами, денежными премиями, медалями. Но главной своей «наградой» в жизни считает семью.

– С Людмилой мы уже 53-й год вместе. У нас трое детей, пятеро внуков. Любим их очень, – рассказывает Михаил Александрович. – Дети уже взрослые. Хочу, чтобы и внуки мои выросли достойными людьми. Особенно – мальчики (их четверо). Рассказываю им о тяжёлых военных временах и послевоенной разрухе. Это нужно знать, чтобы никогда не допустить подобного. Главное, чтобы ребята росли трудолюбивыми и готовыми защищать своих близких, свою Родину.

Ирина Бойко


08.05.2021

 просмотров 

Возврат к списку


Пожалуйста, авторизуйтесь


Логин
Пароль